Бизнес-план для бизнеса по франшизе

26.11.2021

Запустить свое дело по готовой бизнес-модели можно с помощью франчайзинга. Составить четкую программу действий будущего предприятия, рассчитанную на определенный срок, можно в виде бизнес-плана. Последний позволит выявить на сильные и слабые стороны запускаемого бизнеса на начальном этапе.

В этой статье вы узнаете, что такое франшиза в бизнесе, что нужно для открытия своего дела с нуля по франшизе, в чем заключаются особенности разработки бизнес-плана и какие при этом существуют подводные камни.

Франшиза в бизнесе

Франшиза — это способ расширения бизнеса с помощью лицензионных соглашений. Владелец торговой марки, называемый франчайзером или управляющей компанией, передает предпринимателю или юридическому лицу право использовать ее по специальному договору. Сторона, получающая данное право, называется франчайзи или партнером.

Помимо бренда, франчайзер предоставляет партнеру свою поддержку, и уникальные технологии. Другими словами, франшиза — это аренда узнаваемого бренда и готовой бизнес-модели.

Франчайзи может быть индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Он покупает право использовать интеллектуальную собственность франчайзера и вести свою деятельность под его товарным знаком, продавая продукт или услугу. Франчайзер устанавливает определенный срок использования данного права, а также ограничивает территорию, на которой можно вести указанный бизнес.

Паушальный взнос — это платеж владельцу франшизы за использование товарного знака, то есть это цена покупки лицензии на авторские права. Это единоразовый платеж, размер которого зависит от поддержки, которую оказывает франчайзер новому партнеру.

Роялти — это регулярные платежи владельцу франшизы за право использования торговой марки. Могут устанавливаться либо в виде фиксированной суммы, либо как процент от оборота. Уплачиваются ежемесячно или ежеквартально. Роялти, установленные как процент от продаж, указывают на заинтересованность управляющей компании в прибыльности нового проекта.

Франчайзинг — это форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) за плату предоставляет другой стороне (франчайзи) права на ведение определенного вида предпринимательской деятельности с использованием ее бизнес-модели.

Отношения между франчайзером и партнером закрепляются с помощью франчайзингового договора. Регулирует франчайзинговые отношения, в соответствии с главой 54 ГК РФ, договор коммерческой концессии.

Что нужно для открытия бизнеса по франшизе

Открывать свой бизнес в рамках франчайзинга можно при наличии капитала, которого будет достаточно не только для оплаты паушального взноса, но и для первоначальных инвестиций.

Последние необходимы, например, на строительство или аренду помещения, проведение ремонта в соответствии с корпоративным стилем сети, закупку оборудования, подбор персонала и прочее. Понять, какой капитал нужен для запуска своего бизнеса с нуля поможет бизнес-план.

Если все-таки принято решение о запуске бизнеса по франшизе, то необходимо определиться со сферой деятельности и оценить ее в регионе франчайзи. Для этого проанализируйте деятельность конкурентов: особенностей их развития и достижения.

Если сфера деятельности выбрана, то необходимо определиться с франчайзером.

Перед заключением сделки с управляющей компанией обратить внимание на следующие моменты:

  • История компании, торговой марки, бренда
  • Развитие собственных и франшизных предприятий. Если последние существуют на протяжении долгого времени, то это говорит об успешности бизнеса
  • Финансовые показатели бренда за последние 2–3 года
  • Размер необходимых инвестиций
  • Состав франчайзингового пакета и объем поддержки, которую оказывает франчайзер по факту
  • Поддержка франчайзера при обучении
  • Правила и ограничения в деятельности, уровень контроля со стороны франчайзера
  • Условия выхода из бизнеса
  • Условия поставки сырья и продукции
  • Требования к местоположению франшизного предприятия

Выбирая работу по готовой бизнес-модели франшизы, стоит понимать, что это предполагает ряд ограничений в свободе действий при ведении бизнеса. Франчайзи должен принять и обеспечить выполнение установленных франчайзером правил, порой в ущерб предприятию. Например, часто управляющие компании ограничивают выбор поставщиков и обязывают приобретать продукцию у конкретных контрагентов, которые могут устанавливать завышенные цены.

До заключения договора франшизы лучше пообщаться с действующими франчайзи. Благодаря этому можно узнать реальные преимущества и недостатки сотрудничества с данным франчайзером.

Необходимо тщательно ознакомиться с документами франчайзера. Нужно обязательно проверить документы на товарный знак и какие права на него будет иметь франчайзи.

Заключенный договор должен быть зарегистрирован в Роспатенте.

Особенности написания бизнес-плана

Запуск и ведение предпринимательской деятельности всегда связаны с рисками. Поэтому, чтобы избежать банкротства, нужно четко понимать, каким образом будут осуществляться основные бизнес-процессы. Для предпринимателя важно разобраться в базовых и резервных источниках дохода на первоначальном этапе, в уровне налоговой нагрузки и иных финансовых составляющих деятельности. Для этого необходимо составить бизнес-план.

Проверенная франшиза должна быть продумана до мельчайших деталей. Это не просто бизнес-идея, а конкретное эффективное предприятие, которое успешно функционирует благодаря налаженным процессам. Все это должно быть выражено в точных цифрах.

Конкретные цифры и факты предоставляет франчайзер, однако бизнес-план по определенной франшизе франчайзи должен составлять самостоятельно.

Отметим, что франчайзинг — это сотрудничество двух сторон в бизнесе. У франчайзера, как правило, более крупная компания, поэтому у него априори разработан масштабный подробный бизнес-план. Однако он не может видеть всей картины в регионах франчайзи и поэтому могут возникать связанные с этим ошибки.

Франчайзи лучше составить свой бизнес-план перед заключением франчайзингового договора. Заботящиеся о своей репутации сети не продают франшизы всем желающим, а ведут отбор кандидатов, в том числе на основе предоставленного бизнес-плана.

В итоге бизнес-планы должны быть у обеих сторон, только подходы к их составлению будут отличаться. Начинать разработку бизнес-плана стоит со сбора информации.

Основные этапы разработки бизнес-плана включают:

  • Сбор и анализ информации о рынке, конкурентах, потенциальных потребителях
  • Изучение действующего законодательства, связанного с данным видом деятельности
  • Разработку маркетингового плана, организационного и производственного плана
  • Проведение экономических расчетов
  • Формирование резюме проекта, выводы и общую аналитику.

При составлении бизнес-плана франчайзи необходимо опираться на проект управляющей компании. При этом у предпринимателя должна быть разработана собственная программа с конкретными фактами и цифрами. Учитываются:

  • Необходимый объем средств для запуска бизнеса. Речь идет не только о паушальном взносе, но и обо всех затратах при запуске бизнеса по франшизе
  • Состав текущих затрат
  • Финансовый резерв, предусмотренный для безопасности бизнеса
  • Срок достижения точки безубыточности
  • Размер ожидаемого дохода
  • Рентабельность франшизы
  • Сезонность
  • Вероятность найти подходящее помещение
  • Конкуренция в регионе франчайзи в данном сегменте рынка
  • Риски при ведении указанного вида деятельности в регионе франчайзи
  • Факторы, влияющие на уровень прибыли.

Это только часть основных моментов, требующих особого внимания при составлении бизнес-плана.

Независимо от особенностей бизнеса, обычно бизнес-план включает следующие разделы:

  • Резюме компании. Это краткий бизнес-план, включающий: описание продукта или услуги, описание ситуации на рынке, конкурентные недостатки и преимущества, распределение денежных средств
  • Маркетинговый план. Включает определение целевой аудитории, анализ рынка и конкуренции, уникальное торговое предложение, способы привлечения клиентов, каналы продаж и прочее
  • Производственный план. Содержит расчет вложений и амортизации, особенности инфраструктуры, производственные ресурсы и площади, процесс производства и иное
  • Организация рабочего процесса. Включает организационную структуру предприятия, распределение полномочий и ответственности, осуществление контроля
  • Финансовый план и прогноз рынка. Включает основные расчеты: себестоимость продукта или услуги, затраты, прибыль и убытки, а также точки безубыточности и точки окупаемости, прогноз движения денежных средств и иное.

Сложности и подводные камни

Составление бизнес-плана является очень ответственной и сложной задачей. Для ее решения часто обращаются к специалистам. Предприниматель должен принимать активное участие в данном процессе, иначе рискует получить готовое решение, которое не будет ему понятно.

Отметим, что к цифрам, которые представляют в бизнес-плане продавцы франшиз, стоит относиться скептически. К примеру, они могут заявлять сроки окупаемости ниже реальных.

Для большей части компаний нормальный срок окупаемости составляет от 6 до 12 месяцев. Некоторые компании, которые занимают уверенные позиции на рынке, заявляют срок окупаемости 2 года. Это ближе к реальности.

Лучше проверять сведения франчайзера на примере опыта партнеров, которые уже работают по франшизе.

Помимо этого, франчайзер из другого региона может не обладать полной информацией о рынке в регионе франчайзи.

При составлении бизнес-плана необходимо определить востребованность продукта или услуги, которую планируется продавать по франшизе; оценить среднюю покупательскую способность в регионе франчайзи; понять, насколько велика конкуренция. Очень важно рассчитать, каким окажется спрос на товар или услугу, позволит ли реализация покрыть вложения и получить прибыль.

При создании бизнес-плана франчайзеру нужно ориентироваться не только на свой регион, где он построил успешный бизнес, а на всю страну. Если прибыль можно получать только в определенном месте в связи с уникальным сырьем или иными причинами, то франшиза будет обречена на провал.

Реалистичный бизнес план — это залог успеха, благодаря ему можно увидеть слабые места проекта и заранее продумать, как решить потенциальные проблемы.

Средняя оценка: 5

Оценили: 1

Насколько полезна и
интересна эта статья
5
5
1
1

Оставить вопрос франчайзеру на получение дополнительной информации