Договор франчайзинга

26.11.2021

Заключение сделки на покупку франшизы принято оформлять в виде договора франчайзинга. Но этот термин используется в мировой практике, а российский вариант такого соглашения носит название договора коммерческой концессии.

В этой статье вы узнаете, что означает термин «франчайзинг» и кто может подписывать договор франчайзинга. Помимо этого, будут рассмотрены основные пункты указанного договора и их характеристики, а также подводные камни, которые могут возникнуть при его заключении.

Что такое франчайзинг

Основные понятия

Франчайзинг — это вид отношений между субъектами рынка, при которых одна сторона за определенную плату передает другой стороне права на конкретный вид предпринимательской деятельности с использованием разработанной бизнес-модели.

Компания, которая передает данное право, называется франчайзером. Компания, покупающая данное право, называется франчайзи.

Франчайзинг также трактуют как форму лицензирования, при которой одна сторона предоставляет другой возмездные права, позволяющие ей действовать от своего имени при использовании товарных знаков или брендов партнера.

Платеж за передачу прав называется паушальным взносом, он вносится один раз после заключения договора франчайзнга. За пользование товарным знаком и поддержку со стороны франчайзера покупатель франшизы вносит регулярные платежи, которые называются роялти.

Передаваемый набор прав и обязательств представляет собой франшизу.

Организация, которую открыл франчайзи, называется франчайзинговым предприятием. Нефранчайзинговые представительства компании называются собственными предприятиями.

Что передается по франчайзингу

  • Товарный знак. Франчайзи при покупке франшизы получает право открыть предприятие, используя товарный знак франчайзера, и действовать от его имени на определенной территории
  • Стандарты работы. Представляют собой подробные инструкции ведения данного бизнеса. Это могут быть скрипты продаж, перечень маркетинговых каналов и иное
  • Средства индивидуализации товаров и услуг (брендбук)
  • Маркетинговые материалы (разработанные шаблоны рекламы)
  • IT-систему, включающую комплекс IT-решений (ПО, мобильные приложения, интернет-сервисы). Благодаря их применению можно автоматизировать бизнес-процессы франчайзингового предприятия

Это основные составляющие франшизы. Каждое конкретное предложение содержит определенный набор из вышеуказанных пунктов, чего-то может не быть, или наоборот, могут быть предусмотрены дополнительные права. Все это должно быть отражено в договоре.

Когда и кто подписывает договор франчайзинга?

Использование франшизы оформляется договором франчайзинга между тем, кто предоставляет франшизу (франчайзер), и тем, кто ее получает (франчайзи). Обычно в нем указывается сумма платы за использование франшизы, если таковая предусмотрена.

В законодательстве России термина «франчайзинг» не существует, поэтому и понятие «франчайзинговый договор» тоже отсутствует. Вместо него используют термин «коммерческая концессия», а правовой основой регулирования франчайзинговых отношений является глава 54 ГК РФ «Коммерческая концессия».

В нашей стране франчайзинговые взаимоотношения могут быть оформлены следующими договорами:

  • Договор коммерческой концессии
  • Лицензионный договор. Предусматривает передачу прав на интеллектуальную собственность. Его используют при предоставлении программ, приложений, сайтов
  • Договор возмездного оказания услуг. Используется, когда владелец франшизы проводит консультации и обучение покупателей франшизы
  • Договор поставки. Может быть использован для франшизы по продаже товаров
  • Агентский договор

Договор коммерческой концессии регулирует ситуации, при которых владелец франшизы (правообладатель) обязуется предоставить франчайзи (пользователю) на определенный срок или бессрочно право использовать в своем бизнесе набор исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Последние включают товарный знак, а также иные объекты исключительных прав.

Правообладателем может быть только коммерческая организация. Это объясняется тем, что по договору коммерческой концессии предлагается право на использование фирменного наименования. Последнее может принадлежать только юридическому лицу. Индивидуальный предприниматель не может выступать от имени правообладателя, поскольку он выступает в гражданском обороте под своим собственным именем.

В качестве пользователя может выступать как коммерческая компания, так и индивидуальный предприниматель. Получается, что сторонами договора могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Форма договора коммерческой концессии не утверждена. Как правило, автором образца договора выступает продавец франшизы. Договор вступает в силу с даты его подписания.

Договор коммерческой концессии подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии со статьей 1028 ГК РФ. Факт передачи прав пользователю регистрируется в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте).

Ключевые пункты договора при оформлении франшизы

Рассмотрим содержание договора франчайзинга: какие основные пункты он включает и в чем их особенность.

Предмет договора

В данном пункте должно быть подробно указано, какой объект или объекты интеллектуальной собственности передаются в пользование покупателю. Иными словами, где, как долго и что именно покупатель сможет делать по условиям франшизы.

Размер и порядок выплаты вознаграждения правообладателю

В пункте речь идет о вознаграждении, состоящем из двух частей: первая — это паушальный взнос, который вносится единоразово после заключения договора, и вторая — роялти, которое выплачивается ежемесячно или ежеквартально.

Условие о неразглашении коммерческой тайны

Указываются условия неразглашения конфиденциальной и иной информации, полученной от правообладателя.

Требования по соблюдению установленных стандартов правообладателя

Оговаривается необходимость обеспечения качества товара или услуг на уровне, аналогичном уровню правообладателя.

Порядок расторжения договора

Условия расторжения соглашения нужно обсудить до его подписания. Некоторые договоры предусматривают необходимость франчайзи предупредить управляющую компанию о расторжении договора за год, а до этого регулярно выплачивать роялти даже при убыточной деятельности.

В договор могут быть включены дополнительные существенные условия.

Дополнительные пункты

  • Запрет на ведение торговли в рамках определенной территории
  • Срок действия договора
  • Требование не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора
  • Запрет для пользователя заключать договоры коммерческой концессии с конкурентами
  • Обязанность пользователя согласовывать с правообладателем локацию помещений
  • Требования правообладателя к пользователю по ценообразованию в отношении реализуемых товаров
  • Необходимость согласования малейших изменений. Например, в составе меню ресторана или дизайне магазина

Подводные камни

Чтобы не допустить серьезных ошибок, перед заключением договора нужно проверить, все ли условия, которые франчайзер обещал в рекламе франшизы, включены в документ. Если какие-то из пунктов договора сомнительны и вызывают вопросы, то лучше обратиться к юристам по интеллектуальному праву за пояснением.

Помимо этого, нужно проверить правообладателя — зарегистрирован ли в Роспатенте набор исключительных прав, которые он передает, а также каков срок их действия, не истечет ли он до окончания договора франчайзинга. Заключение договора коммерческой концессии без регистрации товарного знака в Роспатенте можно расценивать как введение в заблуждение или мошенничество со стороны компании, которая продает франшизу.

Лучше проверить базы налоговой службы и судебных приставов, чтобы выяснить, не находится ли продавец франшизы на стадии банкротства. В данном случае он может предоставить не качественную франшизу, а просто попытаться заработать на паушальном взносе.

Если в договоре не указана территория действия франшизы, то владелец может продать ее нескольким покупателям в одном и том же городе. Если же покупатель хочет пользоваться преимуществом эксклюзивных прав на франшизу в своем городе, то необходимо указать это в договоре.

Средняя оценка: 4

Оценили: 2

Насколько полезна и
интересна эта статья
4
5
1
2

Оставить вопрос франчайзеру на получение дополнительной информации