Что такое франчайзинговая компания?

26.11.2021

Франчайзинг в России становится все более востребованным, поскольку позволяет открыть свой бизнес по готовой бизнес-модели с наименьшими рисками и издержками. Существуют различные формы запуска франчайзинговой сети

В этой статье вы узнаете, что такое франчайзинг, кто является его основными участниками и составляющими, какие его формы и виды существуют в России, а также какие преимущества он предусматривает для предпринимателя

Что собой представляет франчайзинг?

Под понятием «франчайзинг» принимают вид отношений между двумя или более участниками рынка, при которых одна сторона передает другой стороне за определенную плату права на конкретный вид бизнеса, используя отлаженную бизнес-модель его ведения.

Иными словами, крупная и известная потребителям компания заключает договор с небольшой самостоятельной фирмой о предоставлении ей исключительного права на выпуск конкретных товаров и их реализацию, либо на предоставление услуг под брендом данной компании.

Основные определения

Сторона, которая передает право на использование своего бренда, технологий, обучает покупателя франшизы, предоставляет инструкции, документацию и прочее называется франчайзером. Его также называют франшизодателем, владельцем или продавцом франшизы, а также управляющей компанией.

Предприниматель, который приобретает право на использование бренда и технологий называется франчайзи или его еще называют покупателем франшизы.

Франшиза — это право вести предпринимательскую деятельность под брендом иной компании и использовать ее бизнес-модель. Другими словами, это возможность запустить свой бизнес с нуля под узнаваемым брендом с комплексом эффективных стандартов работы.

Договор франчайзинга — это документ, в котором прописаны права и обязанности покупателя и продавца франшизы.

Плата, которую франчайзи уплачивает за все права, которые он получает при покупке франшизы, называется паушальным взносом. Плата за пользование товарным знаком франчайзера и его поддержку называется роялти, которое выплачивается на регулярной основе, ежемесячно или ежеквартально. Его сумма может быть фиксированной или в виде процентов от оборота франчайзи. Крупные фирмы-франчайзеры также могут взимать маркетинговый взнос за проводимую рекламную кампанию. Обычно это фиксированная периодическая сумма.

Формы франчайзинга

В практике выделяют следующие формы франчайзинга:

  • Прямой — предполагает, что передача исключительных прав по ведению бизнеса проводится с ограничением территории на одну компанию
  • Субфранчайзинг — предусматривает, что субфранчайзеру передается большая часть прав, в том числе и право создавать предприятие и продавать франшизу
  • Мастер-франчайзер — предполагает полную и эксклюзивную передачу полномочий продавца франшизы мастер-франчайзи. В основном используется ведущими международными сетями
  • Обратный — предполагает, что франчайзи выполняет роль агента, покупающего товар для реализации и получающий процентный доход с оборота. По такому принципу ведет деятельность компания X5 Retail Group

Виды франчайзинга

Во франчайзинге выделяют следующие его виды:

  • Товарный — используется в торговой сфере, в данном случае франчайзи получает право на продажу товаров, произведенных под торговой маркой или самим франчайзером. Например, франчайзинговый магазин одежды
  • Производственный или промышленный — франчайзи получает право на выпуск и реализацию товаров под товарным знаком франчайзера. В данном случае франчайзи получает доступ к технологиям и сырью
  • Сервисный — франчайзи получает право на оказание услуг под брендом франчайзи, а франчайзер предоставляет при этом оборудование и технологии маркетинга
  • Бизнес-формат — франчайзи получает не только право продаж, но и лицензию на ведение бизнеса, то есть предоставляются инструкции для квалификации и обучения персонала, стандарты по оформлению интерьера и иного. Четко регламентированы в данном случае реклама, отчетность и сотрудничество с поставщиками.

Каталог франшиз 2021 года содержит свыше 2,8 тысяч предложений, включающие вышеуказанные формы и виды. В России популяризацией данной системы бизнеса среди начинающих бизнесменов и компаний, имеющих потенциал к развитию франчайзинговой сети, занимается Российская ассоциация франчайзинга, основанная в 1997 году.

Определение франчайзинговой компании или магазина

Предприятие, которое открывает франчайзи при покупке франшизы, называется франчайзинговой компанией. Не франчайзинговые представительства компании называются собственными предприятиями.

Система франчайзинга — это партнерские отношения на условиях договора франшизы. Франчайзи получает от франчайзера только товарные знаки, стандарты ведения деятельности, инструктаж, консультации и советы, как необходимо запускать и вести бизнес. Все остальное он делает самостоятельно. К примеру, рассмотрим франчайзинговый магазин — что это и как его создать по франшизе.

Открывая такой магазин, от франчайзера покупатель франшизы получает только вывеску и советы по благоустройству, ассортименту продукции, порядку подбора персонала. Искать и арендовать помещение, заниматься ремонтными работами, формировать продуктовый ряд, подбирать персонал, клиентов и заказы франчайзи будет самостоятельно.

Преимущества франайзингового бизнеса

Открытие бизнеса по франшизе имеет целый ряд преимуществ:

Готовый бизнес-план

Многие франчайзеры ставят во главу предложения готовый бизнес-план как одно из ключевых преимуществ. Однако узнать, что именно оно подразумевает можно только прочитав договор франчайзинга. В настоящем бизнес-плане должно быть указано поэтапное развитие бизнеса франчайзи со всеми расчетами.

Для новичка в предпринимательской деятельности франшиза с бизнес-планом будет являться решающим фактором. Объясняется это следующим. Считается, что запустить свой бизнес станет дешевле, чем приобрести франшизу, заплатить паушальный взнос и вложить внушительные инвестиции на его запуск. При тщательном изучении вопроса становится ясно, что гораздо больше можно потратить средств из-за отсутствия опыта и незнания многих тонкостей в предпринимательской деятельности. Франшиза с готовым бизнес-планом поможет создать бизнес без лишних расходов.

При этом необходимо помнить, что бизнес-план всегда составляется шаблонный, на основе имеющегося опыта. Если в него не вносятся своевременные изменения, то он теряет свою актуальность и эффективность. Например, бизнесмен открывает франшизу кофейни в другом городе и получает бизнес-план. Однако франчайзер не учел особенности рынка нового города и, в результате, бизнес-план не сработал.

Узнаваемый бренд

На признание нового продукта и услуг потребуется мощная реклама и продолжительное время. То есть, первое время привлечение аудитории будет требовать крупных финансовых вложений. Франшизы известных брендов решают эту проблему, поскольку аудитория уже знает эту торговую марку. Франчайзи будет обеспечен клиентами уже на запуске бизнеса.

Стоит отметить один нюанс. Франшиза может быть известна в своем городе, например, в Перми, а при выходе на всероссийский рынок бренд будет малознаком. При выборе франшизы не стоит слепо верить, что данный бренд является известным. В основном, узнаваемые бренды стоят дорого.

Оказание поддержки с подбором персонала и обучением

Подбор персонала является важным плюсом франшизы, поскольку от персонала зависит качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Конкурентным преимуществом франшизы является обучение франчайзи и его персонала. Обучение может касаться работы с продуктами, оборудованием, взаимодействием с клиентами, ведения продаж и иного. Продавцы франшиз должны показать своим партнерам, как нужно вести свое дело для получения прибыли.

Корпоративная реклама

Крупные компании создают единую маркетинговую программу и вкладывают средства в развитие популярности своего бренда. Это может быть единый сайт, который содержит информацию обо всех франчайзинговых точках или видео на федеральном телевидении. Такая реклама работает на развитие всего бренда.

Однако в данных случаях, помимо паушального взноса и роялти, могут взиматься рекламные отчисления.

Доступ к базе поставщиков

Зачастую вопрос с поставщиками в рамках франшизы решен. Франчайзи не нужно искать, у кого покупать сырье или товар, поскольку франчайзер предоставляет контакты поставщиков. Обычно в договоре предусмотрен пункт, который запрещает франчайзи пользоваться услугами иных поставщиков или менять ассортимент продукции. Проверенные поставщики франчайзи могут предлагать и более привлекательные цены.

Корпоративные стандарты работы

Франчайзер предусматривает правила и корпоративные стандарты, которым франчайзи должен следовать.

Быстрый запуск бизнеса

По франшизе можно быстрее открыть свое дело, чем при самостоятельном запуске предпринимательской деятельности.

Исключение конкуренции со стороны других франчайзи

Франчайзер устанавливает четкие границы для ведения бизнеса.

Обмен опытом с другими франчайзи

Франчайзи может общаться с франчайзи из других регионов и получать ценный опыт.

Средняя оценка: 3

Оценили: 3

Насколько полезна и
интересна эта статья
3
5
1
3

Оставить вопрос франчайзеру на получение дополнительной информации