Как создать франшизу для своего бизнеса самостоятельно

30.01.2017 5174

В России сегодня не существует конкретных законов для регистрации бизнеса по франшизе и список большинства распространенных требований носит больше рекомендательный характер. По сути, назвать себя франчайзером может любой предприниматель и каких-либо штрафных санкций за это не предусматривается. Порой достаточно элементарного договора поставки и даже это может уберечь стороны от многих недоразумений.

Все заинтересованные лица, в том числе и онлайн-площадки без труда поместят информацию о франшизе на своих сайтах. Никто, естественно, никогда не будет проверять это и, быть может, поначалу получится работать по франшизе формально, устно оговорив все подробности. Сотрудничество между предпринимателями – вопрос, зачастую регулирующий только их отношение и, к счастью, в нашей стране пока не предусмотрена какая-либо ответственность при взаимодействии «не по франшизе».

Стоит твердо уяснить, что оформление франшизы делается в индивидуальном порядке, и только сам предприниматель решает, как и в каком формате ему сотрудничать со своими партнерами. Хочет ли он получать роялти или, быть может, ему важнее просто продавать свою продукцию оптом (в этом плане существуют сегодня самые разные варианты)

Как бы там ни было, но наверняка многим потенциальным франчайзерам интересно, как лучше оформить отношения. Для этого мы приведем ниже несколько действий, которые необходимо выполнить для того, чтобы сотрудничество по франшизе было защищено законодательством.

Регистрируем товарный знак

Первое, что нужно сделать – это обратиться Роспатент, чтобы сделать патентный поиск и узнать, зарегистрирован такой же товарный знак или нет.  Если все нормально, то подается заявка на регистрацию товарного знака – в этом документе описывается вид товарного знака, цвет и смысловое назначение элементов, которые его обозначают. Если товарный знак выполнен латинскими буквами, то требуется его написание в транслитерации русскими буквами. На втором листе заявления указывается номер и описание классификации товаров и услуг, которые будет продавать компания под этим товарным знаком. Заявление на регистрацию товарного знака делается в двух экземплярах, а также сюда прикладывается изображение товарного знака – оно, в свою очередь, должно быть размером 8 на 8 сантиметров (таких изображений должно быть шесть штук). Также сюда прикладывается и квитанция об уплате государственной пошлины.

Проведение экспертизы в Роспатенте проходит в несколько этапов. Сначала проводится формальная экспертиза, где сотрудники ведомства изучают корректность оформления заявки и приложенных документов. Основным и, по сути, заключительным этапом является экспертиза самого товарного знака, который проверяется на оригинальность по сравнению с другими товарными знаками, которые уже зарегистрированы на территории РФ.

На протяжении всего времени проверки сотрудники Роспатента, если у них появляются вопросы, могут прислать запрос, на который необходимо отвечать в письменной форме. При этом ответ должен делаться в течение двух месяцев. Если же заявитель не будет вести такую переписку, то заявление на регистрацию товарного знака может быть аннулировано.

Согласно действующему законодательству, срок регистрации товарного знака составляет сейчас восемнадцать месяцев и две недели. После проведенной работы Роспатентом выносится решение и заявитель уведомляется об этом в письменном виде. После того, как уведомление получено, заявитель платит еще одну госпошлину за свидетельство о регистрации – его присылают обычно в течение одного месяца по почте.

Если процедура регистрации товарного знака пройдена, то предприниматель может смело рассчитывать, что данное фирменное обозначение теперь будет защищаться законом. В таком случае владелец товарной марки имеет право участвовать в судебных спорах в случае, если товарный знак будет использован незаконно.

Почему обязательно нужно регистрировать товарный знак?

Суть в том, что до тех пор, пока товарный знак не оформлен официально, франчайзер фактически не имеет права требовать оплаты роялти и паушального взноса за право присоединиться к его бренду. К тому же не стоит забывать и о том, что зарегистрированный товарный знак – это возможность обезопасить свою компанию от поддельных товаров и услуг, которые могут начать производить недобросовестные игроки рынка. То есть, если бы любому предпринимателю можно было бы использовать бренды «Adidas» или «Samsung», то это серьезно бы ударило по имиджу данных фирм и, соответственно, число клиентов у них заметно бы уменьшилось.

Если все-таки есть какие-либо сложности в оформлении товарного знака, то лучше довериться специализированным компаниям, которые за определенную плату всегда готовы помочь с регистрацией. Стоит все-таки признать, что человеку, плохо знакомому с законодательством, совершить такое действие будет довольно сложно. Тем более нужно иметь в виду, что в случае неправильного оформления заявки в регистрации товарного знака может быть отказано.

Оформление франчайзингового пакета

Важнейшим моментом при организации бизнеса по франшизе является формирование франчайзингового пакета. Это позволяет:

  • определить все права и обязанности, которые переходят к франчайзи;
  • систематизировать бизнес, чтобы франчайзи мог вести его по четкому плану;
  • предоставить ключевые инструменты для менеджеров компании.

Сформировав франчайзинговый пакет, можно будет его использовать на протяжении многих лет сотрудничества. Это позволит партнерам не сталкиваться с распространенными ошибками и понимать все тонкости своего бизнеса.

Что включает в себя франчайзинговый пакет?

Разработка франшизы подразумевает оформление следующих документов:

1.Документы для сотрудников.

Сюда входят: трудовой договор, договор на оказание услуг, договор материальной ответственности, соглашение о соблюдении коммерческой тайны, а также анкеты и бланки отчетности.

2.Стандарты франшизы.

Под стандартами франшизы указываются требования франчайзера, например, открытие магазина только в городе с населением от 300 тысяч человек или, допустим, возможность открытия магазина только в одном районе или городе. Это могут быть также различные требования к помещению или месту расположения точки продаж. Другими словами, стандарты франшизы – это условия, которые должен соблюдать франчайзи при подписании соответствующего договора.

Таким образом, под стандартами франшизы понимаются следующие моменты:

  • брендбук или руководство по корпоративному стилю компании, где описываются правила использования бренда, логотипа и других составляющих бренда;
  • стандарты помещения;
  • стандарты работы сотрудников филиала;
  • стандарты на оказание услуг.

Подробно расписав все необходимые правила, можно будет уже не бояться, что франчайзи отойдет от общепринятых стандартов, ведь это будет чревато нарушением договора и вероятностью его расторжения.

3.Рабочие документы для менеджеров по продаже франшизы.

Сделав документацию грамотно, можно надежно выстроить отношения между сторонами. В результате будут предусмотрены все нюансы, возникающие на том или ином этапе сотрудничества. Сюда входят следующие документы:

Конечно, мы привели лишь основные документы и, если есть потребность, франчайзер может разработать и что-то свое. В любом случае, используя хотя бы вышеуказанный пакет документации, можно обезопасить себя от многих недоразумений и сэкономить время.

Форматы договоров

Отдельно хотелось бы остановиться на видах договоров, которые планируется использовать франчайзеру со своими партнерами. Все зависит от того, зарегистрирована или нет торговая марка.

Если товарный знак еще не оформлен, но уже хочется работать по франшизе, то можно использовать и договор разовой поставки товара. СКАЧАТЬ ДОГОВОР РАЗОВОЙ ПОСТАВКИ ТОВАРА.

Если франчайзер уже получил все права на торговую марку, то можно составлять договор коммерческой концессии в сочетании с разовыми договорами. Естественно, можно использовать и один договор, в зависимости от условий сотрудничества.

Пожалуй, тут нет единой рекомендации по конкретной ситуации, так как все зависит только от франчайзера и от тех целей, которые он хочет достичь. Если проанализировать уже существующие сегодня франшизы, то многие франчайзеры достаточно лояльны и предпочитают использовать только один основной договор, например, договор коммерческой концессии. СКАЧАТЬ ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ.

Как обезопасить себя от обмана со стороны франчайзи?

Естественно, многие франчайзеры переживают, что партнеры могут обмануть их, либо не соблюсти некоторые условия. В общем-то, это и понятно, ведь большинство партнеров может находиться в разных городах, а то и странах, и порой проверить, как они работают, практически нереально.

В этом случае нужно для начала понять, что именно дает франшиза как таковая. Возможно, это какой-то эксклюзивный товар или, например, без поддержки со стороны франчайзера партнер не имеет возможности вести бизнес. Как бы там ни было, но при желании можно использовать несколько инструментов для удержания и контроля над франчайзи.

С появлением ИТ-технологий контролировать своих партнеров стало определенно проще. Например, можно разработать или купить специальную CRM-систему, в которой будут видны все отчеты и другие данные. Естественно, в таких системах можно оперативно поддерживать связь со всеми партнерами.

Также можно зарегистрировать на свое имя (имя компании) телефонный номер, который в дальнейшем будет использоваться партнером во всех объявлениях. Благодаря такому подходу можно будет наблюдать, к примеру, количество входящих и пропущенных звонков.

Конечно же, можно сразу оговорить эти пункты и в договорах, и в случае несоблюдения, например, могут налагаться штрафные санкции на партнера, либо вообще сотрудничество может быть прекращено.

Опять же, в случае с торговлей все определенно проще, ведь компания поставщик обычно предлагает выгодные цены, которые не всегда легко найти на том или ином рынке.

Получается, основой контроля франчайзи является его заинтересованность в выгоде, которую он получит благодаря условиям, предложенным франчайзером.

Вывод

Как мы уже говорили в самом начале, отдельных законов, регулирующих отношения франчайзера и франчайзи в России нет, поэтому при желании можно организовывать этот бизнес практически любым подходящим способом. К слову, сегодня существуют даже те франшизы, где франчайзи просто становится наемным работником и использует юридическое лицо головной компании. Есть также и те франшизы, где и вовсе каких-то особых договоров не предусмотрено, например, франчайзер разово продает свое оборудование и/или товар, а далее его партнер работает в наиболее удобном формате.

Важно понимать, что хочет получить владелец франшизы и каких масштабов его бизнес. Возможно, поначалу можно использовать простейший договор коммерческой концессии и это будет хотя бы формально регулировать отношения между сторонами. Конечно же, при дальнейшем сотрудничестве можно составить новый договор, в котором обсудить все нюансы. Здесь, как и везде, все знания приходят с опытом и регистрация франшизы – вопрос, который нужно рассматривать в строго индивидуальном порядке.