Что такое франшиза простыми словами

26.11.2021 0

Быстро и без лишних расходов запустить свой бизнес сейчас можно с помощью франшизы. Данная модель имеет много плюсов, особенно для начинающего предпринимателя. Однако есть и подводные камни.

В этой статье вы узнаете, что такое франшиза, в том числе в страховании, на какие основные условия нужно обратить внимание при ее покупке и заключении соглашения, какие преимущества и недостатки она имеет при ведении бизнеса

Определение термина франшиза

Франшиза — это право на использование бренда, торговой марки или иной интеллектуальной собственности, а также бизнес-технологий, принадлежащих компании, которая является владельцем этого бренда. В состав франшизы могут входить технологии производства, товары или услуги, маркетинговая стратегия и иные составляющие, которые формируют основу бизнеса компании. 

Иными словами, франшизу можно назвать способом запуска бизнеса с нуля, когда новое предприятие начинает работу сразу под известной вывеской, с комплексом эффективных и надежных стандартов работы и проверенными бизнес-процессами, что дает возможность стартовать с минимальными рисками и издержками. 

Слово «франшиза» пришло к нам в обиход из французского языка, где термин franchise означал льготу. 

Организация, которая передает франшизу, называется фрначайзером или управляющей компанией. Лицо, которое ее приобретает, носит название франчайзи. Его еще называют партнером или представителем. Отношения между франчайзером и франчайзи называются франчайзингом. 

Запустить бизнес по франшизе можно, если единоразово заплатить паушальный взнос за право пользоваться брендом, владельцем которого является франчайзер, а также технологиями управляющей компании. Кроме того, обычно франчайзи уплачивает роялти — ежемесячный платеж, установленный в виде фиксированной суммы либо процента от выручки. 

Термин «франшиза» используется и в страховании. Рассмотрим, что значит купить страховку с франшизой. Франшиза — это сумма ущерба, в пределах которой страхователь будет самостоятельно оплачивать свои расходы, связанные со страховым случаем. Если размер понесенного ущерба будет меньше установленной франшизы, то все затраты лягут на плечи страхователя, если больше — сумму превышения покроет страховая компания.

Поясним, что это дает страховому лицу. Если взять в качестве примера автострахование, то стоимость КАСКО с франшизой всегда ниже как минимум на размер франшизы. При этом при повреждении транспортного средства и в случае необходимости дорогостоящего ремонта все, что превышает франшизу, компенсирует страховая.

Основные условия франшиз

Каталог франшиз 2021 года включает более 2,8 тысячи франшиз, все они предусматривают разные условия. На их описание необходимо обращать особое внимание.

Договоры франчайзинга заключают крупные бренды, которые уже имеют зарегистрированный товарный знак. Во всех видах договоров по франшизе существует несколько пунктов, которые имеют важное значение при запуске и ведении бизнеса. 

Условия оплаты франшизы

Франчайзи должен выяснить, когда, сколько и за что платит. Оплата франшизы обычно состоит из двух частей. Паушальный взнос — это первая часть, а роялти — вторая.

Территория, срок и способы использования прав

Покупатель франшизы должен узнать, где, как долго и что именно он может делать по условиям франшизы. Если в договоре не прописана территория, то собственник франшизы может ее продать нескольким покупателям в одном регионе. Если же покупатель хочет получить эксклюзивные права на определенный населенный пункт, то это должно быть отражено в договоре.

Обязанности сторон

Покупатель должен обратить внимание на объем поддержки, оказываемой владельцем франшизы. Зачастую франшиза предусматривает, что продавец предоставляет консультации покупателю, раскрывает технологии производства продукции и схемы взаимодействия с клиентами, объясняет принципы подбора персонала и особенности работы по выбору помещения и поставщиков.

В договоре нужно обращать внимание на то, что именно включает франчайзинговый пакет: предоставляет ли продавец обучение, предусмотрен ли единый стиль и маркетинговая стратегия.

Способ передачи информации

Нужно узнать, в каком виде и на каком носителе либо на какой площадке будет размещена коммерческая информация и каким образом передаются к ней пароли.

Порядок расторжения договора

Аннулировать соглашение о франшизе франчайзи может в одностороннем порядке. Для этого нужно предупредить франчайзера. Эти нюансы стоит обсудить до подписания договора. К примеру, некоторые договоры включают условие о том, что франчайзи должен предупредить управляющую компанию о расторжении договора за год, а до этого вносить регулярно роялти, даже если деятельность убыточна.

Если заключается договор концессии, то необходимо акцентировать внимание на двух пунктах:

  • Праве продавца на бренд
  • Статусе самого продавца. Если он не зарегистрирован как юридическое лицо, он не имеет права на заключение договора франчайзинга

Покупатель должен знать, как понять, принадлежит ли торговый знак продавцу. Например, можно взять у продавца свидетельство о регистрации товарного знака и сверить его с тем, что указано в договоре.

Зачем нужны франшизы в бизнесе?

Практика показывает, что франчайзинг представляет собой выгодную форму сотрудничества между опытными компаниями и новичками в бизнесе. Если же франшиза продается предпринимателю, имеющему опыт, то риски минимальны, а бизнес сразу начинает приносить прибыль.

Франшиза может стать лучшим решением для предпринимателей-новичков. С помощью известной торговой марки, а также проверенных технологий и наработок по ведению бизнеса франчайзи получает прибыль уже на старте и минимизирует риски закрытия. Отмечается, что средняя окупаемость франшизы составляет 1–2 года, в течение которых франчайзи успевают увеличить доход.

В некоторых регионах России отсутствуют магазины известных брендов. В итоге, открыв одну торговую точку, можно создать новые представительства. Это позволит увеличить доход без конкуренции с иными франчайзи.

В то же время продажа франшизы дает франчайзеру возможность расширять свою сеть с меньшими издержками, чем при самостоятельном открытии новых филиалов. Правда, при этом он будет получать меньшую прибыль.

Преимущества и недостатки ведения бизнеса по франшизе

Ведение предпринимательской деятельности по франшизе имеет определенные плюсы и минусы.

Преимущества франшизы для франчайзи

  • Покупка уже созданного и налаженного бизнеса, который имеет готовую бизнес-модель, приносящую доход
  • Быстрая раскрутка. Хорошая выручка начнет поступать со дня открытия
  • Право на использование узнаваемого бренда. Как правило, продают раскрученные, завоевавшие доверие клиентов, торговые марки
  • Минимальные расходы на рекламу. Известный бренд уже имеет свою аудиторию клиентов. Франчайзер предоставляет рекламные материалы и наработки, а также работающие способы рекламы
  • Минимальный риск закрытия бизнеса, поскольку используется надежная и эффективная технология ведения предпринимательской деятельности
  • Поддержка и обучение со стороны франчайзера. Обучение может проводиться в виде курсов, обучающих программ
  • Наличие базы контрагентов. Зачастую при покупке франшизы стороны договариваются о поставке товаров по привлекательным ценам

Недостатки франшизы для франчайзи

  • Контроль со стороны франчайзера
  • Высокая стоимость некоторых франшиз (размер паушального взноса и роялти), что может снижать рентабельность бизнеса
  • Действующие ограничения в деятельности франчайзи. Кроме договора о неконкуренции, франчайзи должен соблюдать условия коммерческой концессии. Речь идет о правилах бренда, возможностях торговли и стандартах управляющей компании
  • Влияние недобросовестных партнеров на репутацию и прибыль. Часто управляющая компания обязывает франчайзи покупать сырье или товары только у партнеров бренда. Они могут иметь плохое качество или высокую стоимость. Это может повлиять на выбор клиентов и уменьшить прибыль
  • Развитие чужого бизнеса. Приобретение франшизы не делает бизнесмена собственником открытого бизнеса, поскольку с ним заключается договор, согласно которому он развивает чужой бренд в течение определенного срока. По его окончании франчайзер может продлить сотрудничество или закрыть представительство. Помимо этого, франчайзи не может продать бизнес

Средняя оценка: 0

Оценили: 0

Насколько полезна и
интересна эта статья
5
1
0

Оставить вопрос франчайзеру на получение дополнительной информации