История франчайзинга

26.11.2021

Франчайзинг является популярным способом открытия своего бизнеса по готовой бизнес-модели под известным брендом. В нашей стране данный вид запуска своего дела возник сравнительно недавно, в 1990-х годах, тогда как в странах Запада он начал развиваться на целый век ранее

В этой статье кратко описана история возникновения франчайзинга в России и за рубежом. Вы узнаете, кто стал автором первой франшизы в мире и как она формировалась в нашей стране и за ее пределами, каковы перспективы ее развития в ближайшие годы

Когда появился термин «франчайзинг»

Франчайзинг представляет собой форму договорных отношений между компанией (франчайзером), которая передает право использования определенного вида предпринимательства и его бизнес-модели, товарного знака, технологии, сырья иной компании (франчайзи) за определенную плату (паушальный взнос).

В России понятие «франчайзинг» появилось только в 1990-х годах. Развитие франчайзинга в нашей стране тормозило несовершенство действующего законодательства. Термин «франчайзинг» в нем не использовался. В 1996 году вступила в силу вторая часть ГК РФ, где содержалась глава о коммерческой концессии. Первопроходцем российского франчайзинга стал Владимир Довгань с франшизами «Дока-хлеб» и «Дока-пицца». Под этими марками к 1994 году работало свыше 800 пекарен.

В 1997 году на российском рынке франчайзинга появились компании Sbarro (быстрое питание) и Спортмастер (продажа товаров для спорта и отдыха). В том же году стала действовать Российская Ассоциация франчайзинга.

К 2003 году в России действовало примерно 10-15 франчайзинговых компаний, с каждым годом их число постепенно росло. В 2008-2009 годах на фоне кризиса некоторые франчайзинговые компании ушли с рынка, но в 2010 году их число вновь начало увеличиваться. К настоящему моменту их число составляет около 3 000.

Этапы и история возникновения

История франчайзинга зародилась в Англии в 16 веке. Термин использовался для обозначения прав епископатов, в том числе на сбор доходов с торговли. В США это понятие возникло в середине 19 века. Франчайзинговую модель первым в Америке использовал Исаак Меррит Зингер. Он был основателем компании, которая специализировалась на производстве и обслуживании швейного оборудования Zinger. Вместе с Эдвардом Кларком он создал «Объединение швейных машин». Участники данного объединения купили у Зингера право реализовывать продукцию марки Zinger. Благодаря этому компания Зингера увеличила свой рынок сбыта.

В 1989 году компания General Motors запустило подобное сотрудничество со своими партнерами. Она не имела собственных средств для развития сети, поэтому реализовывать ее продукцию стали посредники. Его примеру последовал Генри Форд, известный производитель авто среднего класса.

В 1920-х годах в Америке появился товарный франчайзинг, то есть владельцы розничных торговых точек стали строить взаимоотношения с оптовыми поставщиками.

В 1930 году в США франчайзинг стали применять нефтеперерабатывающие предприятия. В результате возникли первые бензоколонки, которые принадлежали франчайзи.

Весьма популярной франшиза стала во второй половине 20 века в гостинично-ресторанном бизнесе. Рэй Крок купил у братьев Макдональдов, собственников небольшого ресторана, лицензию на право открыть рестораны быстрого питания с тем же названием. Так, в 1955 году был открыт первый ресторан по франшизе МакДоналдс. После этого была запущена продажа данной франшизы в иных штатах. Компания МакДоналдс стала родоначальником современного делового франчайзинга, когда вместе с франшизой предоставляется целая система ведения бизнеса.

В 70-х годах 20 века франчайзинг проник и в сферу недвижимости. Первой и самой успешной франшизой в данной сфере в 1971 году стал бренд CENTURY 21, он действует до сих пор. Компания CENTURY 21 специализируется на предоставлении риэлторских услуг. Сейчас агентства данной сети ведут работу в более чем 80 странах мира, в том числе и в России.

Как развивается франчайзинг в России и мире

В последние годы бизнес стал активнее развивать франшизные направления. Отмечается, что с каждым годом число концепций, предлагаемых на рынке франчайзинга, возрастает. Однако, растет также и число псевдофраншиз - предложений компаний, которые не имеют представительств. Помимо этого, наблюдается рост В2В-предложений по аутстаффингу персонала, юридических и юридических услуг, а также услуг в области сертификации. Возрастает популярность сферы услуг, особенно медицинских, ведь рынок медицины является кризисоустойчивым, особенно в эпоху ковида.

Помимо данных тенденций, отмечено замедление роста дорогих франшиз стоимостью от 5 млн рублей и выше. В настоящее время востребованными франшизами являются стоимостью от 400 тысяч и до 4 млн рублей. С правовой точки зрения модель франчайзинга стала более регламентированной, франчайзеры прописывают все условия взаимодействия. Также модель франчайзинга стала ясна бизнесменам в регионах и уже доказала свою эффективность в малых городах.

За последние 5 лет рынок франчайзинга в России увеличился в 1,6 раза. Так, если в 2017 году число франшиз составляло около 1700, то в 2021 году оно достигло около 2 800. Несмотря на хорошие темпы роста франчайзинга в нашей стране, мировым лидером по количеству рабочих мест, созданных на франчайзинговых предприятиях, а также по числу компаний, функционирующих по модели франчайзинга, по-прежнему, остается США.

Если рассматривать международный уровень роста франчайзинга, то отмечается, что на фоне пандемии к середине 2020 года темпы роста значительно снизились. Число новых франчайзинговых точек на международной арене составило, по данным американского издания «Entrepreneur», 6 935 против 12 000 франшиз годом ранее. Уже по сложившейся традиции, ростом отличилась индустрия еды и франшизы общепита.

Первое место в списке американских франшиз на протяжении уже многих лет занимает Макдоналдс (93% его точек принадлежит франчайзи), а второе и третье место занимают ведущие операторы фаст-фуда Бургер Кинг и Pizza Hut. Они по-прежнему формируют основную часть списка топовых франшиз. Действует немало и продуктовых франшиз.

Эксперты отмечают, что, хотя эпоха COVID-19 нанесла существенный ущерб, именно данные франшизы оперативнее адаптировались к новым условиям и запустили новые инструменты. Рост продемонстрировали сервисные франшизы, которые являются самыми дешевыми. По итогу 2020 года хорошие показатели были отмечены и у клининговых и реставрационных компаний. Франшизы репетиторства и ухода за детьми отличились в списке детских франшиз.

Большая часть выпавших участников рынка в России относится к традиционным направлениями франчайзинга — одежда, обувь, рестораны. Если провести параллель с 2020 годом, то во время пандемии сети потеряли около 19% франчайзинговых точек. Однако в сентябре 2020 года был отмечен интерес инвесторов к франчайзингу и прошлый год завершился положительной динамикой. Это обусловлено тем, что франчайзеры увеличивали привлекательность франшиз за счет предоставления скидок, рассрочки или полной отмены паушального взноса, оказывали дополнительную поддержку партнерам.

В разгар пандемии спросом пользовались франшизы сервисов доставки, бухгалтерских услуги детских языковых центров. Позднее появился интерес к медлабораториям и аптекам. После отмены режима самоизоляции повысился спрос на услуги индустрии красоты и физкультуры.

Перспективы франчайзинга

По мнению экспертов, в России к 2025 году число франчайзинговых точек увеличится в 10 раз. Это объясняется влиянием следующих факторов. В нашей стране франчайзинг активно развивается, по темпам роста Россия входит в число мировых лидеров. Помимо этого, возрастает доля сферы услуг. Модели франчайзинга становится более понятными и прозрачными как для франчайзи, так и для самих франчайзеров. Но в то же время отмечается, что франчайзинг пока не получил широкого распространения. По франшизе в нашей стране работает всего 2% МСП, а в США — седьмая часть всех компаний. Однако есть потенциальные возможности для его полноценного внедрения в России.

Основными причинами, сдерживающими развития франчайзинга в нашей стране является:

  • Нестабильное положение в экономике

  • Отсутствие значительного стартового капитала у многих предпринимателей

  • Недостаточная поддержка МСБ со стороны государства

  • Неполная проработка законодательства России в части защиты интеллектуальной собственности

Эксперты этой сферы считают, что франчайзинг может стать двигателем развития внутреннего рынка России. Уже в 2021 году объемы рынка возросли примерно до 2 780 франчайзинговых концепций, рост за год составил 7%, а в 2020 году он составлял 5,1%. Этот год ознаменовался появлением более 400 новых проектов. При этом примерно 250 компаний закрыли реализацию франчайзинговой программы.

Стоит отметить территориальный аспект развития франчайзинга, в котором выявлена неравномерность развития. Более активно и широко продажами и покупкой франшиз занимаются центральные регионы России, в частности Москва и Санкт-Петербург. В последние годы также отмечено распространение франчайзинга и в иных регионах, таких как Иркутск, Новосибирск, Омск, Владивосток и Екатеринбург. Благодаря этому актуальность франшиз в нашей стране с каждым днем растет.

Основные тенденции развития франчайзинга в нашей стране не сильно отличаются от мировых. Быстрее всего развиваются франшизы сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания. По мнению аналитиков, в ближайшее время увеличится число франчайзинговых предприятий в таких сферах как цифровые технологии, здоровье, красота, спорт.

Средняя оценка: 3

Оценили: 2

Насколько полезна и
интересна эта статья
3
5
1
2

Оставить вопрос франчайзеру на получение дополнительной информации