Как открыть франшизу в своем городе
Открыть в своем городе бизнес с нуля под известным брендом можно по франшизе. Существует множество франчайзинговых предложений. Важно выбрать качественную франшизу, соответствующую возможностям и ожиданиям предпринимателя
В этой статье вы узнаете, что такое бизнес по франшизе, как выбрать подходящую франшизу и проверить ее надежность. Помимо этого, вы узнаете, как правильно оформить бизнес по франшизе и какие преимущества и недостатки он имеет.
Что такое бизнес по франшизе
Франшиза — это вид деловых отношений между субъектами рынка, в рамках которых владелец бренда (франчайзер) передает бизнесмену (франчайзи) права на использование интеллектуальной собственности. Другими словами, покупка франшизы предоставляет покупателю возможность продавать товары и услуги от имени узнаваемого бренда.
Зачастую участниками франчайзинга являются крупная компания с развитым бизнесом и начинающее предприятие, которое оплачивает возможность использования ее опыта и бренда.
Сотрудничество франчайзера и франчайзи в России оформляют с помощью договора коммерческой концессии. В нем обязательно прописывается размер платы (паушального взноса) за использование бренда и поддержку франшизодателя, а также роялти — ежемесячная или ежеквартальная плата за использование товарного знака.
Например, существует крупный магазин, который решил расширить свою сеть. Самостоятельный запуск новых торговых точек требует больших инвестиций, а привлечение партнеров в рамках франшизы позволит расширить свою сеть и повысить узнаваемость бренда без внушительных вложений.
Сравнить стоимость франшиз различных брендов можно на специальных сайтах-каталогах. Помимо этого, подробную информацию об условиях франшизы можно узнать на сайтах компаний — владельцев брендов и тематических ресурсах.
Как выбрать подходящую франшизу?
При решении открыть свое дело по франшизе предприниматель должен четко оценить свои желания и возможности. Сложно добиться успеха в том, чем не нравится заниматься. А работа в сфере, которая требует больших затрат, в том числе привлечения кредитных средств, предполагает большой риск.
Критерии франшизы
При выборе франшизы необходимо руководствоваться следующими критериями:
- Открытость. Франшиза должна предоставлять четкую схему ведения бизнеса, раскрывать все нюансы взаимодействия между франчайзи и франчайзером, инструменты для заработка и платежи. У качественной франшизы все это открыто, прозрачно и доступно
- Уровень поддержки франчайзи. Для бизнесмена, покупающего франшизу, важно, чтобы франчайзер оказал поддержку при открытии; помог подобрать помещение и персонал и составить маркетинговый план; пояснил, как продавать товар, с какой целевой аудиторией взаимодействовать и прочее. Часто франчайзер требует соблюдения его стандартов и подчинения, поскольку заботится о своей репутации
- Популярность франшизы. Это не самый важный параметр, поскольку и среди новых и малоизвестных франшиз существуют выгодные. Оценить популярность франшизы можно для того, чтобы узнать, какие тренды и конкуренты существуют на рынке
- Требования к партнерам. Продуманная концепция франшизы предполагает ее продажу надежному партнеру одной стороной и покупку качественной франшизы — другой. Четкие требования франшизы позволяют понять, насколько предприниматель подходит для данного бизнеса
- Инвестиции. Франшиза требует вложений. Существуют разные варианты — от 100 тысяч до нескольких миллионов. Франчайзи должен оценивать свои финансовые возможности. Брать кредит на всю сумму франшизы довольно рискованно. Бизнесмен должен объективно оценивать стоимость франшизы и свою платежеспособность
Как провести проверку франшизы
Перед покупкой франшизы необходимо ее проверить. При первичной проверке нужно оценить предложение по косвенным признакам. Для этого необходимо:
- Проверить юридическое лицо на общедоступных сервисах на наличие долгов или судебных тяжб
- Выяснить, зарегистрирован ли в Роспатенте товарный знак компании
- Узнать, как давно франчайзер на рынке и какую имеет репутацию
Далее необходимо тщательно проверить:
- Договор, который отражает права и обязанности франчайзера и франчайзи. Необходимо обратить внимание на платежи, состав франчайзингового пакета, условия расторжения договора и прочее
- Финансовую модель, которая показывает, на что может рассчитывать франчайзи при выполнении всех требований
- Репутацию у партнеров по франчайзингу. Необходимо связаться с действующими франчайзи
Что нужно для открытия бизнеса по франшизе — пошаговая инструкция
Если бизнесмен определился с направлением будущей деятельности, то для покупки и запуска франшизы он проходит следующие этапы:
- Поиск франчайзинговых проектов в выбранной сфере, проведение сравнения заинтересовавших вариантов
- Выбор франшизы, направление заявки
- Взаимодействие с представителем франшизы, ведение переговоров
- Получение документов для проведения оценки
- Обсуждение бизнес-плана и его реализации
- Заключение договора (перед подписанием его нужно досконально изучить)
- Внесение паушального взноса
- Решение организационных вопросов: поиск и аренда помещения, подбор персонала
- Проведение рекламной кампании
- Начало работы
Преимущества и недостатки открытия бизнеса по франшизе
Открытие своего бизнеса в рамках франчайзинга характеризуется определенными плюсами и минусами.
Преимущества франчайзинга для покупателя франшизы
- Открытие бизнеса под узнаваемым брендом. Благодаря этому покупатель франшизы уже на старте получает лояльных клиентов
- Быстрый запуск предпринимательской деятельности
- Возможность работать по готовой бизнес-модели. За счет работы по проверенной и эффективной бизнес-модели возможные риски значительно снижаются
- Консалтинг со стороны франчайзера. Покупатель франшизы может консультироваться с франчайзером по актуальным вопросам. По условиям некоторых франшиз за франчайзи закрепляется персональный менеджер, который помогает в запуске и ведении бизнеса
- Предоставление контактов поставщиков. Франчайзи получает перечень проверенных поставщиков. Помимо этого, франшизодатель может закупать оборудование и сырье для своей сети по оптовым ценам, что сокращает издержки
- Взаимодействие с другими франчайзи сети, возможность обмена ценным опытом
- Возможность снижения расходов на рекламу за счет корпоративной рекламной кампании, проводимой управляющей компанией
Недостатки работы по франшизе для франчайзи
- Непорядочность франчайзера. Покупатель франшизы может вложить свои деньги в компанию, которая не заинтересована в его успешной деятельности, а преледует цель заработать на паушальном взносе. Как правило, после его уплаты франшизодатель отстраняется от проблем партнера
- Снижение доходности за счет уплаты роялти. Для бизнеса, где доходность невелика, регулярная оплата роялти может оказаться весьма ощутимой статьей расхода
- Зависимость от репутации всей сети. Любая негативная информация отразится на деятельности партнера
- Неотлаженная система. Система, которая работает в Москве или ином крупном городе, может не сработать в ином регионе. В итоге это может привести к закрытию дела франчайзи
- Ограничения по ведению бизнеса. Франчайзи должен соблюдать стандарты и требования продавца франшизы и все значимые решения принимать только после согласования с ним
- Чужой бизнес. Приобретение франшизы не делает франчайзи собственником бизнеса. Во франчайзинговом договоре прописываются основные условия, согласно которым покупатель франшизы развивает чужой бренд в течение определенного срока. По его истечении франшизодатель может продлить партнерство или закрыть представительство
- Банкротство франчайзера. Если продавец франшизы обанкротится, то будет ликвидировано и франчайзинговое предприятие