Какую франшизу купить начинающему предпринимателю

26.11.2021

Многие предприниматели предпочитают не открывать собственный бизнес, а пользоваться готовой бизнес-идеей, которую предлагает франшиза. Работать по франшизе гораздо проще, так как в данном случае не нужно ничего придумывать. Франчайзер предоставляет партнеру технологии, необходимые для работы, документацию и рекламные материалы.

Франшиза особенно подойдет начинающему предпринимателю, который имеет небольшой опыт в бизнесе. В этом материале вы узнаете, как правильно выбрать франшизу новичку в бизнесе и на что обратить особое внимание при работе под чужим брендом.

Что такое франшиза в бизнесе

Франшиза в бизнесе — это готовая бизнес-идея, которая включает все аспекты и условия ведения бизнеса. Предпринимателю, который покупает ту или иную франшизу, предоставляется возможность открыть бизнес под брендом управляющей компании. Франчайзи получает помощь в подборе помещения под бизнес и разработке дизайн-проекта, список оборудования, контакты поставщиков, у которых можно закупать расходные материалы, и многое другое.

Характеристики франшизы для начинающих

Франчайзинг представляет собой бизнес-концепцию, которая основана на продаже и покупке франшиз. Также франчайзингом можно назвать систему юридических и экономических взаимоотношений между франчайзи и франчайзером.

Франчайзер — это компания, которая продает франшизу, предоставляя другим предпринимателям возможность открыть собственный бизнес под ее брендом. Партнеры получают возможность пользоваться наработанным ею опытом и технологиями ведения бизнеса, а также партнерской поддержкой.

Франчайзи — это покупатель франшизы , то есть индивидуальный предприниматель или организация, которые хотят продавать товары или оказывать услуги под торговой маркой компании. Франшиз, бесплатных и без вложений, не существует, так как в любом случае предпринимателю придется вкладывать деньги в развитие и организацию бизнеса. Практически в каждом случае предпринимателю также потребуется оплатить паушальный (вступительный) взнос. Он представляет собой единоразовую выплату франчайзеру за право открытия бизнеса под его брендом.

Также, помимо паушального взноса, в договоре франчайзинга может быть предусмотрена уплата роялти. Роялти — это регулярные выплаты за пользование франшизой. Как правило, франчайзи должен платить роялти ежемесячно, но некоторые франчайзеры могут устанавливать собственные сроки, например, раз в квартал. Роялти может представлять собой фиксированную сумму, либо определенный процент от выручки предприятия.

Формы франчайзинга

Выделяют следующие следующие формы франчайзинга:

  • Прямой франчайзинг (при данном виде франчайзинга осуществляется передача прав по ведению бизнеса одному предпринимателю на открытие одной точки на ограниченной территории)
  • Субфранчайзинг (при данном виде франчайзинга франчайзер передает партнеру компании большую часть своих прав на закрепленной территории. Также франчайзи получает возможность продавать франшизы третьим лицам)
  • Мастер-франшиза (при такой форме франчайзинга предполагается полная и эксклюзивная передача полномочий франчайзера партнеру компании)

Виды франчайзинга

Выделяют следующие виды франчайзинга:

  • Производственный франчайзинг (партнер компании получает право производить и продавать продукцию под фирменным знаком управляющей компании)
  • Товарный франчайзинг (предприниматель получает право реализовывать товары, которые выпущены франчайзером или под его торговой маркой)
  • Сервисный франчайзинг (франчайзи получает право оказывать определенный вид услуг под торговой маркой управляющей компании)

Как сделать правильный выбор франшизы

Покупка франшизы — это отличная возможность открыть собственный бизнес недорого и за небольшие деньги. Предпринимателю не придется вкладываться в раскрутку бизнеса и его рекламу, что значительно сэкономит средства.

На что нужно обратить внимание при покупке франшизы? Для начала нужно определиться с тематикой бизнеса. Рекомендуется выбрать ту отрасль, в которой есть опыт и знания или если опыта нет, выбрать ту сферу, которая представляет наибольший интерес для предпринимателя и он готов в ней развиваться.

Также нужно рассчитывать, каким бюджетом вы располагаете, то есть сколько средств есть на покупку бизнеса и на его дальнейшее развитие. Денег должно хватить не только на оплату паушального взноса, но и на дальнейшие действия по открытию и развитию точки. Как правило, необходимо иметь средства минимум на первые 3-6 месяцев предпринимательской деятельности.

Для поиска франшизы можно использовать онлайн-каталоги, в которых представлены фильтры для отбора, описания условий сотрудничества и рейтинги франшиз.

После того, как нужная франшиза будет найдена, необходимо связаться с управляющей компанией и ее представителем. Встречу нужно назначить лично, это позволит оценить, что собой представляет компания, кто является ее директором, чем занимается компания и так далее. На встрече необходимо узнать реальную стоимость франшизы, сколько уже компания работает на рынке, сколько открыто по франшизе действующих предприятий, какой бизнес-план предлагается. К покупке франшизы нужно отнестись серьезно, это поможет избежать многих подводных камней, о которых мы расскажем ниже.

Сложности, с которыми можно столкнуться

Предприниматель, который покупает франшизу, может столкнуться с различными трудностями. Многие начинающие бизнесмены думают, что франшиза представляет собой готовый бизнес, который будет работать без их участия, но это не совсем так. Франчайзи также должен уделять бизнесу время и силы, проверять насколько актуальны те или иные приемы работы в его регионе и своевременно улучшать или менять их. Необходимо внимательно оценивать каждое свое решение.

Также не нужно надеяться, что бизнес по франшизе, обязательно станет успешным. Успех бизнеса зависит от многих факторов, в том числе и от правильной работы предпринимателя. Поэтому, необходимо внимательно анализировать свои действия.

То же самое касается и окупаемости вложений. Каждый франчайзер предоставляет партнеру информацию о средней окупаемости франшизы, но это не значит, что ваша точка окупится, ровно через 3 месяца, как указано в бизнес-плане. Сроки окупаемости могут затянуться и при покупке франшизы стоит иметь это ввиду, предварительно заложив средства на непредвиденные обстоятельства.

Перед тем, как заключить договор франчайзинга, рекомендуется его внимательно изучить. В нем прописаны не только права и обязанности сторон, но также и возможные штрафы при несоблюдении условий сотрудничества. Договор франчайзинга рекомендуется показать профессиональному юристу, чтобы он смог сразу оценить, насколько правильно он составлен и указать на спорные моменты.

Франшиза не обязательно должна быть популярной. Не нужно думать, что чем известней бренд и чем большое количество точек у него открыто, тем лучше. Лучше всего ориентироваться на те товары/услуги, которые актуальны для вашего региона и покупать франшизу, учитывая эти особенности.

Также не стоит забывать об опыте действующих франчайзи компании. Не стоит покупать франшизу, по которой нет открытых предприятий, так как это имеет определенные риски. Предприниматель вправе потребовать от франчайзера контакты действующих партнеров компании для связи с ними. Узнайте об их опыте, получите рекомендации по ведению бизнеса и особенности работы по данной франшизе.

Только при учете всех рисков можно сделать франшизу прибыльной и успешной.

Средняя оценка: 3

Оценили: 4

Насколько полезна и
интересна эта статья
3
5
1
4

Оставить вопрос франчайзеру на получение дополнительной информации