Плюсы и минусы франчайзинга

26.11.2021 0

Оперативно запустить свой бизнес под узнаваемым брендом возможно с помощью покупки франшизы. Благодаря ей предприниматель может открыть свое дело с минимальными вложениями и быстрой окупаемостью.

В этой статье вы узнаете о том, что представляет собой франшиза, как она работает, что такое франчайзинг, его плюсы и минусы для франчайзера и франчайзи, а также действительно ли франшиза приносит бизнесмену легкую прибыль.

Что собой представляет франшиза

Франшиза — это право вести предпринимательскую деятельность под брендом иной фирмы и при этом использовать ее бизнес-модель. Другими словами, при ее покупке можно открыть свой бизнес с нуля под известной маркой и с налаженными бизнес-процессами. Приобретение франшизы помогает уменьшить риски предпринимателя.

Компания, которая продает франшизу, является франчайзером. Бизнесмен, который покупает франшизу, называется франчайзи. Отношения между франчайзи и франчайзером называются франчайзингом.

У франчайзингового проекта полностью отлаженная бизнес-модель. В ней все просчитано и продумано до мелочей: от ассортимента до брендбука, от целевой аудитории до принципов найма и обучения сотрудников, а торговая марка уже является известной для потребителей.

Отмечается, что в законодательстве России термин «франшиза» не закреплен. Соглашение между франчайзером и франчайзи называется не франшизой, а коммерческой концессией. За право присоединиться к франшизе франчайзи выплачивает франчайзеру паушальный взнос — единоразовый платеж. Существуют франшизы, у которых он отсутствует, а уплачивается роялти.

Роялти представляют собой регулярные платежи, которые франчайзи выплачивает владельцу бренда за право пользоваться всеми наработками бизнес-модели и фирменным стилем. Зачастую роялти — определенный процент от общих продаж. Иногда данная плата устанавливается в размере фиксированной суммы.

Существуют различные виды франшиз, в том числе и международные, которые продаются по всему миру. В интернете имеются специальные площадки, содержащие сравнительные данные о предлагаемых франшизах. Это своеобразные информационные таблицы и каталоги, содержащие сведения по франшизам различных сфер деятельности: паушальном взносе, роялти, стартовых инвестициях, сроке окупаемости, размере чистого дохода и иных данных.

Рассмотрим, какие преимущества и недостатки имеет франшиза для обеих сторон.

Преимущества покупки франшизы

Выгоды франчайзера

  • Дополнительный заработок в виде паушального взноса и роялти
  • Экономия на расширении своей сети, поскольку франчайзи несут большую часть расходов по открытию бизнеса
  • Монетизация интеллектуальной собственности
  • Благодаря франчайзингу можно быстрее развивать свою сеть, чем при самостоятельном запуске новых представительств
  • Увеличивается узнаваемость бренда за счет активного роста сети
  • Совершенствуется бизнес-модель на основе опыта франчайзи, особенно в иных субъектах с меньшим или большим населением
  • Франчайзинг предоставляет сбалансированное соотношение дивидендов и рисков относительно иных вариантов развития

Выгоды франчайзи

  • Возможность вести деятельность под узнаваемым брендом. Люди охотнее покупают продукцию и пользуются услугами известных брендов, то есть при запуске бизнеса франчайзи получает уже небольшую аудиторию клиентов
  • Использование готовых технологий и ноу-хау помогает снизить риски при открытии бизнеса
  • Обучение и консультации. Порядочный франчайзер предоставляет консультации по возникающим вопросам в процессе запуска и ведения предпринимательской деятельности
  • Сокращение издержек на поиск поставщиков, поскольку франчайзер предоставляет готовый перечень партнеров. Помимо этого, франчайзер может приобретать оборудование и полуфабрикаты на всю сеть по привлекательным оптовым ценам
  • Возможность общаться с действующими франчайзи сети и получать бесценный опыт
  • Быстрый запуск своего бизнеса

Недостатки покупки франшизы

Риски франчайзера

При продаже франшизы компания может столкнуться со следующими ее недостатками:

  • Утрата эксклюзивности. Франчайзер предоставляет свою интеллектуальную собственность каждому франчайзи, из-за чего ему сложнее отслеживать распространение данных. Существует вероятность, что какая-то эксклюзивная информация поступит в открытый доступ без разрешения управляющей компании. Отыскать виновного в данном случае будет очень сложно
  • Создание конкурентов. Франчайзи может расторгнуть договор и полученные знания и навыки использовать в развитии своей предпринимательской деятельности. В данном случае он превращается в конкурента франчайзера. Снизить данный риск возможно при указании определенных условий в договоре
  • Потеря репутации. Франчайзи может производить некачественные товары или предоставлять недобросовестно услуги при недостаточном контроле со стороны управляющей компании. Это может повлиять на репутацию всей сети
  • Завышенные ожидания. Некоторые франчайзи считают, что для того чтобы франшиза работала, необходимо просто оплатить паушальный взнос и не прикладывать никаких стараний и усилий. Это ложное представление. Франчайзеру лучше уточнить у потенциального партнера, чего он ждет от франшизы
  • Доход ниже, чем от собственной сети. Франчайзер получает от бизнеса франчайзи только роялти. Если бы он самостоятельно создавал новое представительство, то получал бы доход выше. Помимо этого, некоторые франчайзи останавливаются на приемлемом для них уровне дохода, а франчайзер не всегда устанавливает планы по выручке
  • Франчайзи более независимы. Если франчайзер решил ввести какие-либо изменения, то их нужно будет обосновать перед франчайзи. Для своих филиалов доводить информацию можно в директивном порядке

Риски франчайзи

При покупке франшизы бизнесмен может столкнуться со следующими рисками:

  • Недобросовестный франчайзер. Франчайзи может вложить инвестиции в компанию, которая не заинтересована в его успехе. Обычно такие франчайзеры зарабатывают на продаже паушального взноса и не поддерживают партнеров после подписания договора
  • Неотлаженная система. Система франчайзера может не учитывать все имеющиеся факторы, которые влияют на развитие проекта по франшизе. В итоге это может привести к закрытию франчайзи
  • Сниженная рентабельность за счет роялти и иных платежей
  • Зависимость от репутации управляющей компании

Когда открывать бизнес по франшизе выгодно

Необходимо понимать, что паушальный взнос представляет собой цену франшизы за конкретные права и услуги, которые получит франчайзи. Порядочный франчайзер не будет завышать эту сумму, грамотно оценив, за что он просит деньги. При честной и эффективной схеме паушальный взнос оплачивается за работу франчайзера, за время, потраченное специалистами главного офиса на консультации и запуск партнера, за печать дополнительных материалов, за право пользования торговой маркой, маркетинговую поддержку и прочие услуги.

Помимо этого, опыт, который передает франчайзер партнеру, при верном применении может помочь существенно снизить расходы при запуске бизнеса. Начинающий предприниматель не может знать все нюансы, поэтому ему нужна помощь франчайзера. Последний поможет выбрать более выгодное помещение для аренды или нанять определенное число сотрудников для запуска производства, закупить сырье по выгодным ценам у проверенных поставщиков. Сэкономить можно и на вложении средств в эффективные рекламные инструменты, которые будут сразу приносить доход, а не пробовать все сразу, пытаясь выяснить, что действительно работает.

В итоге, если франшиза качественная, франчайзер и его партнер являются честными и ответственными, то снижение расходов на запуск бизнеса может покрыть паушальный взнос и сделать покупку франшизы более выгодным с финансовой точки зрения вариантом. Следует отметить, что существуют франшизы, у которых отсутствует паушальный взнос и роялти, а предусмотрены лишь первоначальные инвестиции.

Когда открывать бизнес по франшизе невыгодно

Существует мнение, что открытие собственного бизнеса обойдется дороже, чем приобретение франшизы. Объясняется это тем, что сам бизнесмен покупает материалы, оборудование, берет в аренду помещение, вкладывается в рекламу, нанимает сотрудников и совершает многие другие расходы. Якобы купив недорогую франшизу, можно сэкономить на основных расходах. Это не совсем так.

Под стоимостью франшизы подразумевается паушальный взнос, но существуют еще стартовые инвестиции, которые придется потратить для открытия бизнеса. В них также будут входить расходы на аренду, оплату труда персонала, рекламу и иное. В итоге при покупке франшизы бизнесмен платит паушальный взнос, роялти, маркетинговый взнос, а также еще вкладывает средства в запуск проекта. Получается, что в чистом виде франшиза станет для бизнесмена дороже, чем собственный бизнес.

Поэтому необходимо тщательно изучить бизнес-план и предстоящие расходы по франшизе и составить аналогичную смету при самостоятельном запуске проекта. Стоит отметить, что самостоятельный запуск своего дела может по расходам выйти дешевле, но при этом срок окупаемости будет продолжительнее, чем при покупке франшизы, поскольку продукцию известного бренда покупают охотнее малоизвестного.

Что самое главное нужно учитывать

Перед покупкой франшизы необходимо:

  • Ознакомиться с полнотой данных в интернете. Чем более открыта франшиза, тем лучше
  • Узнать об истории компании, сколько времени она работает на рынке и как давно действует франчайзинг, оценить динамику роста представительств
  • Ознакомиться с условиями договора франшизы и сопутствующими документами, среди которых бизнес-план, финансовая модель, франчайзинговый пакет
  • Уточнить уровень поддержки. Качественная франшиза дает все, чтобы открыть успешный бизнес (обучение франчайзи, его сотрудников, маркетинговая, техническая и иная поддержки)
  • Поинтересоваться юридической чистотой. Необходимо проверить, есть ли товарный знак и как давно он зарегистрирован. Юридическое лицо, на которое зарегистрирован товарный знак, стоит проверить на долги по базе ФССП и арбитражным делам. Большая часть франшиз, действующих свыше трех лет, могли судиться со своими партнерами. Суды демонстрируют, насколько хорошо отработан договор франчайзинга
  • Пообщаться с основателями франшизы и иными франчайзи. У них можно узнать нюансы, которые не будут прописаны в договорах
  • Проверить, есть ли спрос на продукт или услугу в регионе франчайзи. В этом может помочь Яндекс.Вордстат и Гугл Тренды. Можно опросить знакомых и друзей
  • Рассчитать окупаемость для различных ситуаций с продажами. Нужно учесть все роялти и комиссии и понять, при каком объеме продаж и ценах на продукцию возможно выйти на получение прибыли. Далее нужно оценить, будет ли востребована услуга в регионе франчайзи по такой цене.

Средняя оценка: 0

Оценили: 0

Насколько полезна и
интересна эта статья
5
1
0

Оставить вопрос франчайзеру на получение дополнительной информации