Реально ли заработать на франшизе?
В этой статье мы рассмотрим определение «франшиза», узнаем о ее достоинствах и недостатках. Также мы попробуем выяснить, можно ли заработать на франчайзинговом предложении, и на что обращать внимание при заключении договора с франчайзером
Что такое франшиза в бизнесе?
Франшизой называется право бизнесмена вести свою предпринимательскую деятельность под брендом известной компании, используя при этом ее бизнес-модель, в том числе стандарты работы, ноу-хау и отлаженные рабочие процессы. Такой предприниматель называется франчайзи и за определенную плату получает комплект технологий и инструкций. Работа в этом формате сопряжена с минимальными рисками, потому что франчайзи постоянно находится под контролем и управлением головной компании — франчайзера.
Реально ли заработать на таком бизнесе?
Каждое франчайзинговое предложение содержит информацию о сумме первоначальных вложений, сроке окупаемости, рентабельности, ежемесячной прибыли и другие данные. Поэтому покупая франшизу, можно говорить о прогнозах дохода для каждой новой компании, исходя из средних параметров на работающих объектах.
Согласно статистическим данным, франшиза, в которую было вложено 1 500 000 рублей, через 6-12 месяцев начинает ежемесячно приносить доход от 150 000 до 300 000 рублей. До этого проходит период окупаемости вложений.
Однако всегда стоит помнить, что франшиза — это, в первую очередь, бизнес, который не дает гарантий. Поэтому при условии неправильного выбора франчайзингового предложения, или нарушения инструкций франчайзера заработать на франшизе вряд ли получится.
Преимущества и недостатки
Если сравнивать покупку франшизы с запуском собственной компании, можно выделить как преимущества, так и недостатки.
Преимущества работы по франшизы
- Сотрудничество с брендом, у которого сложилась хорошая репутация
- Рентабельность проекта, доказанная на практике работой других точек, открытых по этой франшизе
- Готовый бизнес-план, составленный с учетом опыта франчайзера
- Экономия на маркетинговых инструментах
- Обучение, инструкции и технологии, которые реально работают
- Программы лояльности, кредитование на выгодных условиях
Недостатки работы по франшизе
- Развитие чужого, а не своего бренда. После того, как срок договора истекает, франчайзи выходит из проекта, оставляя головной компании свои наработки. Продажа своей точки третьей стороне обычно не предусматривается договором
- Жесткие рамки и условия ведения деятельности, отступать от которых нельзя. Регламентация касается всех видов бизнес-процессов, начиная от организации производства и заканчивая оформлением залов и униформой. Любые нарушения в этой области могут стать причиной расторжения договора
- Партнерство только с рекомендованными франчайзером поставщиками. Такое ограничение в некоторых случаях затрудняет ведение бизнеса и снижает его доходность
Что нужно обязательно учитывать, чтобы не закрыться через год?
Чтобы приобретенная франшиза не стала причиной разорения, а начала приносить доход, следует обратить внимание на два важных момента: репутация и прозрачность деятельности.
Репутация
Перед тем как начать работать по франшизе нелишним встретиться с этими предпринимателями лично. Сведения о компании можно также получить в открытых онлайн-источниках информации, в том числе в базах ФССП и ФНС РФ.
Прозрачность деятельности
Этот момент поможет прояснить готовность руководства бренда демонстрировать бухгалтерскую отчетность, предоставлять статистику продаж, озвучивать четкие цифры и отвечать на все вопросы потенциального франчайзера. Если представитель бренда не готов предоставлять информацию в полном объеме, не стоит тратить время на переговоры с этим франчайзером.