Самые популярные франшизы

26.11.2021

Многие предприниматели сейчас задумываются о покупке франшизы. И это неудивительно — ведь открыть предприятие с помощью опытного партнера проще, чем сделать это в одиночку.

Бизнес, открытый по франшизе, набирает обороты с каждым годом. Примеры успешного франчайзинга доказывают эффективность данной модели и ее высокую рентабельность. Предприниматель, присоединившись к известной сети, получает шанс значительно увеличить доходы, а затем масштабировать свой бизнес, открыв подобные предприятия и в других регионах.

В этом материале будут рассмотрены популярные франшизы и их общие черты. Также будут представлены самые известные мировые франшизы в 2021 году.

Обзор мирового рынка франчайзинга

В 2020 году мировая экономика вошла в кризисную фазу из-за пандемии коронавируса, которая захватила все страны мира и привела к большим расходам на преодоление последствий локдауна. Кризис сильно ударил по бизнесу. Многие компании потерпели убытки, некоторые были закрыты.

Были и те, которым кризис пошел на пользу. Они не только смогли удержаться на плаву, но даже приумножили свою прибыль. Часть из них открыла свою франшизу или увеличила количество партнеров.

В 2021 году ситуация в мире понемногу стабилизировалась и улучшилась, что также благотворно повлияло и на франшизный рынок.

Рассмотрим основные тенденции на рынке франшиз на данный момент.

Увеличение числа покупок франшиз

Сейчас многие предприниматели стали чаще интересоваться покупками франшиз, так как текущая ситуация на рынке понемногу стабилизируется. Многие относят франшизы к ликвидным активам, поэтому и решают вложить туда свободные деньги.

Франшизный рынок имеет свою сезонность, самый высокий спрос на франшизы чаще всего приходится на весну и осень. К слову, все чаще на покупку франшизы решаются не только предприниматели, но и обычные люди. В период кризиса и нестабильной валюты многие предпочитают изымать деньги из банков и тратить их либо на покупку недвижимости, либо на покупку техники, либо на покупку франшизы.

Освобождение рыночных ниш

Многие предприятия в 2020 году потеряли своих потребителей и закрылись. Это привело к освобождению мест в торговых центрах и офисных зданиях. Соответственно, стоимость аренды площадей немного снизилась. Потребительский спрос вырос, но рыночное предложение восстанавливается медленно. Многие ниши бизнеса сейчас свободны, что позволяет предпринимателям открывать свое дело самостоятельно или по франшизе и быстрей добиваться успеха.

Конфликты между франчайзерами и франчайзи

В 2020 году произошло сокращение рыночного спроса на 90% товаров и услуг. Особенно сильно кризис повлиял на сферы общепита, торговли непродовольственными товарами, досуга и развлечений.

Доля общепита и ритейла в общем числе франшизных точек по стране составляет 22% и 24% соответственно. В текущей ситуации больше всего пострадали отрасли с небольшим количеством франшизных предприятий.

Кризис привел к закрытию или выходу из сетей франчайзи, что впоследствии привело к банкротству франчайзеров. Процедуре банкротства, разумеется, предшествуют конфликты продавца и покупателя. Многие франчайзи из-за падения доходов просят франчайзера снизить проценты роялти, но управляющая компания не хочет идти на это. Большинство франчайзеров не предоставляют каникулы по роялти, поэтому предприятию франчайзи приходится либо работать в убыток, либо закрываться.

Рост требований к франшизам со стороны новых франчайзи

Начало этого тренда ведется еще с 2019 года, когда по рынку массово прошла информация о конфликтах между известными франшизами и их партнерами.

В частности, один из конфликтов был связан с компанией Domino’s pizza. Франчайзи-партнер обвинил головной офис в завышении цен на продукты, отсутствии маркетинговой поддержки, а также в навязывании платных услуг. В связи с этим управляющая компания постановила негласный запрет на продажу франшизы в регионы. Некоторые франчайзи Domino’s pizza, в свою очередь, обратились в суд и подали иск на франчайзера, попытавшись взыскать около 50 миллионов рублей.

Сейчас многие франчайзи с осторожностью подходят к выбору и покупке новой франшизы. Многие предпочитают детально проговорить детали, прежде чем подписывать договор франчайзинга.

Потенциальные партнеры ожидают более проработанной документации, а также большей поддержки и большей открытости от франчайзера.

Рост конверсионных франшиз

Больше всего от кризиса 2020 года пострадали франшизные предприятия, которые были открыты поодиночке. Как правило, их финансовые ресурсы ограничены, что затрудняет их работу в перспективе.

Тем не менее у таких предприятий тоже есть выход — это работа по конверсионной франшизе. Конверсионный франчайзинг предполагает расширение сети франчайзера при помощи других компаний подобного профиля. Франчайзи таким образом может экономить на закупках или персонале, получая все преимущества работы по франшизе, но в то же время оставаться самостоятельным предприятием.

На данный момент конверсионных франшиз становится все больше.

Развитие мультифранчайзинга

Мультифранчайзинг — это формат франшизы, при котором один франчайзи-партнер владеет несколькими комплементарными или близкими франшизами. Сейчас этот мировой тренд набирает обороты, в том числе и в России.

Мультифранчайзинг является хорошим способом заработать для франчайзеров, к тому же он сопряжен с малыми рисками. Благодаря мультифранчайзингу можно подобрать надежного партнера, который умеет работать по данной франшизной схеме.

Резюмируя, можно сказать, что рынок франшиз на данный момент претерпевает изменения. Кризис 2020 негативно сказался на бизнесе, что привело к закрытию некоторых предприятий. Но, с другой стороны, это освободило многие ниши франчайзинга, сделав их более привлекательными и выгодными для предпринимателей.

Топ самых популярных мировых франшиз

Ниже мы рассмотрим самые успешные и значимые франшизы в 2021 году.

Франшиза McDonald’s

Именно франчайзинг обеспечил компании McDonald’s мировой успех. Благодаря ему она заняла лидирующие позиции в мировом бизнесе. В США по франшизе открыто около 80% ресторанов этой сети, а в Европе — около 50%. В России первое кафе известной сети было открыто в Москве в 1990 году.

Франшиза McDonald’s достаточно дорогая, поэтому российские предприниматели не спешат начинать сотрудничество с данной компанией. Для открытия ресторана потребуются инвестиции на сумму не менее 100 тысяч долларов, при этом роялти составят 12,5% в месяц от выручки заведения.

Тем не менее в 2020 году в России по франшизе McDonald’s было открыто 9 предприятий. Общее число франшизных предприятий на конец 2020 года составило 117 точек.

Франшиза Dunkin Donuts

Первое заведение этой сети открылось в 1950 году в Массачусетсе. Основателем компании является Билл Розенберг. В заведении подают кофе и знаменитые шоколадные пончики, а также маффины, сэндвичи и бейглы. В Москве первое кафе Dunkin Donuts было открыто в 1996 году. Собственная франшиза была запущена компанией в 1955 году и до сих пор она является одной из самых успешных в мире. Сейчас компания представлена в 45 странах мира, общее количество точек превышает 12 тысяч.

Франшиза Taco Bell

Taco Bell — это международная сеть ресторанов быстрого питания. Первое заведение было открыто в Калифорнии в 1962 году предпринимателем Гленом Беллом. В меню кафе можно попробовать тако, начос, буррито, мексиканскую пиццу и другие блюда мексиканской кухни.

Представительства компании сегодня открыты в таких странах, как Испания, Финляндия, Исландия, Австралия, Корея, Сингапур и другие. Более 5,5 тысячи заведений открыто по франшизе. По прогнозам экспертов, к 2023 году сеть должна разрастись до 8 тысяч ресторанов. Открыть кафе Taco Bell по франшизе довольно накладно: размер инвестиций составляет от 1,2 до 2,6 миллиона долларов США.

Франшиза Planet Fitness

Planet Fitness — известная по всему миру сеть фитнес-клубов. Компания была основана в 1993 году во Флориде. Изначально бизнес шел не очень успешно, поэтому управляющей компанией было принято решение кардинально поменять стратегию привлечения новых клиентов в клуб. Это дало свои плоды, и через некоторое время сеть фитнес-центров расширилась.

В 2002 году организация приняла решение о создании собственной франшизы, и уже на следующий год, в 2003, к компании присоединился первый партнер. На данный момент Planet Fitness насчитывает 2 039 залов, большая часть из которых была открыта по франшизе. Planet Fitness представлена в Канаде, Панаме, Мексике, Доминиканской Республике и Австралии.

Франшиза Culver’s

Culver’s — сеть ресторанов быстрого питания, которая работает на Среднем Западе США. Сеть прославилась своим баттербургером и замороженным заварным кремом. Также в кафе предлагают салаты, курицу, рыбу и сырный творог. На данный момент сеть насчитывает 792 действующих ресторана, которые располагаются в 25 штатах США. Многие из них открыты по франшизе. В конце 2020 года было открыто более 20 новых точек.

Общие черты популярных в мире франшиз

Давайте рассмотрим, что объединяет самые популярные франшизы.

  • Востребованная сфера деятельности. Одними из самых быстроразвивающихся и прибыльных направлений франшиз считаются питание, одежды, заправки, индустрия красоты, фитнеса и здоровья. Все дело в том, что на данные товары и услуги всегда будет высокий спрос
  • Большой опыт работы. Большинство популярных франшиз были открыты еще в 60–90-е годы и до сих пор остаются на плаву. За время работы был накоплен определенный опыт и знания, которые помогли создать качественную и продаваемую франшизу
  • Быстрое масштабирование сети. Успешные франшизы, как правило, демонстрируют бурный рост. Они быстро находят первых партнеров, и со временем желающих работать под известным брендом становится все больше
  • Большое количество предприятий, открытых по франшизе. Самые популярные франшизы мира предпочитают сосредоточиться на углублении и развитии франчайзинговой сети. Они находят франчайзи-партнеров не только в соседних регионах, но даже в других странах и на других континентах. При этом большая часть предприятий работает по франшизе, собственные предприятия открываются в меньшем количестве

Резюмируя, можно сказать, что успешные франшизы также объединяет тот факт, что их владельцы не боялись привносить изменения в бизнес, пересматривать технологии работы и подстраиваться под запросы потребителей. Целеустремленность и настойчивость предпринимателей помогли сделать бизнес успешным.

Средняя оценка: 2

Оценили: 92

Насколько полезна и
интересна эта статья
2
5
1
92

Оставить вопрос франчайзеру на получение дополнительной информации