Схемы франчайзинга

26.11.2021

Запустить свой бизнес с нуля под известным брендом можно с помощью франшизы. Существуют различные виды и формы франчайзинга. Чтобы подобрать оптимальную схему франчайзинга для себя, нужно знать, в чем их особенности, плюсы и недостатки.

В этой статье вы узнаете, что такое франчайзинг, какие методы его организации существуют, как запускается бизнес по франшизе, какие универсальные правила лучше использовать и каких стратегий придерживаться.

Что такое франчайзинг

Франчайзинг — это форма предпринимательской деятельности, при которой компания, имеющая торговую марку и бренд, заключает с другой организацией или предпринимателем договор и передает право в течение определенного срока использовать данный бренд, торговую марку или технологии в своей предпринимательской деятельности.

Иными словами, франчайзинг — это форма сотрудничества, при которой предприниматель (франчайзи) приобретает бизнес под узнаваемым названием и пользуется готовой технологией другой компании (франчайзера).

Суть данной формы сотрудничества заключается в том, что управляющая компания, зачастую крупная, заключает договор с небольшим самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на изготовление определенной продукции и ее реализацию, а также оказание услуг под своей торговой маркой.

При этом передающая сторона оказывает содействие в запуске и развитии бизнеса, обеспечивает техническую и консультационную поддержку франчайзи. Франчайзер получает вознаграждение (паушальный взнос) за использование своего бренда, ноу-хау, обеспечение поставок сырья, обучение персонала партнера и иные составляющие франшизы.

Франчайзи приобретает право ведения бизнеса по модели, разработанной франчайзером, и выплачивает регулярные взносы (роялти). Он несет расходы на подготовку, запуск и работу своей деятельности.

Паушальный взнос — стоимость франшизы, фиксированный платеж, который франчайзи платит франчайзеру на начальном этапе.

Роялти — ежемесячный или ежеквартальный платеж за использование товарных знаков, патентов или других авторских прав, принадлежащих франчайзеру. Может быть фиксированной суммой или в виде определенного процента от оборота.

Схемы франчайзинга

Схемы франчайзинга определяют его виды. Рассмотрим основные классификации видов франчайзинга.

Франчайзинг по виду деятельности

  • Товарный франчайзинг. Франшизодатель в данном случае является производителем определенной продукции и предоставляет франчайзи право ее реализации на определенной территории. Франшизополучатель получает право на продажу определенного товара под торговой маркой управляющей компании. Примером такого вида франчайзинга является магазин по продаже одежды и обуви
  • Промышленный франчайзинг. Франчайзер является обладателем запатентованной технологии производства продукции и предоставляет право на производство и сбыт продукции под своим брендом. Франчайзи получает описание технологии производства, а также право производить и продавать продукцию с использованием поставляемого сырья. Данное направление требует существенных вложений. Примером такой франшизы может выступать изготовление мебели или пищевой продукции
  • Сервисный франчайзинг. Франшизодатель предоставляет право франчайзи оказывать определенный вид услуг под своей торговой маркой. Он предоставляет партнеру оборудование, маркетинговую и рекламную технологию, а также контролирует работу франчайзи. Примером такого вида франчайзингового сотрудничества является сеть химчисток
  • Обратный франчайзинг. Управляющая компания передает права на ведение предпринимательской деятельности под своей торговой маркой. Франчайзер обеспечивает партнера полным ассортиментом товаров в соответствии с агентским договором. Франчайзи получает по результатам продаж от управляющей компании определенный процент
  • Деловой франчайзинг. Франчайзер передает франчайзи не только право вести продажи, но и лицензию на организацию данного вида предпринимательской деятельности. В документах указываются подробные инструкции по обучению сотрудников, концепция бизнеса, требования к оформлению интерьера. Четко регламентируется рекламная политика и предоставление отчетности. Востребованность данного вида франчайзинга с каждым годом набирает обороты. Примером такого взаимодействия могут быть продуктовые супермаркеты, гостиницы, точки общественного питания и иное

Виды франчайзинга по стратегии расширения

  • Классический франчайзинг на условиях опциона. В данном случае франчайзер заключает договор с франчайзи на покупку франшизы на условиях опциона. Согласно договору, партнер получает право открыть не только одно франчайзинговое предприятие на определенной территории, а преимущество на запуск сразу нескольких франшизных филиалов под брендом управляющей компании
  • Конверсионный франчайзинг. Означает присоединение к бренду франчайзера самостоятельного предприятия, действующего в той же отрасли. В данном случае франчайзи может использовать известный бренд управляющей компании, а франчайзер получает партнера, который не требует продолжительной поддержки и специального обучения
  • Дочерний франчайзинг. В данном случае франчайзи является опытным предпринимателем с собственным успешным бизнесом. В рамках франчайзинга дочерняя компания осваивает новые рынки и повышает свою конкурентоспособность
  • Франчайзинговый контракт на менеджмент. Это вид организации сотрудничества между франчайзером и франчайзи, при котором последний выступает в роли инвестора, а не владельца собственного бизнеса. В данном случае он полагается на менеджмент управляющей компании и вкладывает средства в ее развитие

Формы франчайзинга

Выделяют следующие формы франчайзинга: прямой, субфранчайзинг и мастер-франшиза.

  • Прямой франчайзинг. При такой форме франчайзер передает право по ведению предпринимательской деятельности одному лицу на одну компанию с ограничением территории
  • Субфранчайзинг. Управляющая компания передает субфранчайзеру основную часть своих прав на определенной территории. Помимо этого, передается право франчайзи открывать свои представительства и продавать франшизы третьим лицам
  • Мастер-франшиза. Данная форма франчайзинга похожа с субфранчайзингом и предполагает полную и эксклюзивную передачу полномочий франчайзера мастер-франчайзи

Как организовывается бизнес с помощью франчайзинга

Франчайзинг является негибкой моделью бизнеса, поскольку франчайзи не свободен в принятии решений. Это одновременно и преимущество, и недостаток. С одной стороны, начинающий бизнесмен не сделает стратегических ошибок, опираясь на наработанные бизнес-практики. С другой — он не сможет ничего изменить, даже когда перемены необходимы. Зачастую региональную специфику, которая очевидна для франчайзи, трудно обосновать франчайзеру.

Первоначально потенциальному франчайзи нужно решить, готов ли он на протяжении нескольких лет следовать условиям франчайзера. Далее он должен понять, что получит взамен, помимо торговой марки. Перед заключением сделки необходимо обязательно выяснить следующие моменты:

  • Как давно продается франшиза и сколько франчайзи закрылись
  • Финансовые показатели франчайзера за последние 2-3 года
  • Фактическая поддержка со стороны франчайзера: она должна совпадать с тем, что цитируется франчайзером из договора коммерческой концессии

Данная информация даст реальный прогноз для нового франшизного предприятия. Помимо этого, лучше пообщаться о франшизе с действующими франчайзи.

Необходимо обратить внимание на соотношение платежей франчайзеру. Условия сотрудничества могут предусматривать высокий паушальный взнос и отсутствие роялти. Данная модель актуальна для магазинов, когда партнер вместо выплат закупает товар на продажу. В иных случаях это может означать, что компания хочет продать как можно больше франшиз и заработать на этом, не заботясь о дальнейшем развитии бизнеса партнеров.

Необходимо проверить представительство компании в официальных источниках. Это в основном касается крупных международных брендов. Злоумышленники могут зарегистрировать похожую торговую марку и представиться филиалом компании в России, которая на самом деле в нашей стране не представлена. В данном случае лучше получить подтверждение законности действий компании.

Отношения франчайзера и франчайзи закрепляются франчайзинговым пакетом, который включает:

  • Договор франчайзинга
  • Единые стандарты франчайзера
  • Концепцию франшизы бренда
  • Инструкции по управлению бизнесом и сотрудничеству с партнером

Автором договора, как правило, выступает франчайзер. Договор переводит концепцию в юридическое поле прав и обязанностей сторон. Концепция франшизы описывает взаимоотношения франчайзи и бренда, поэтому является важным документом.

Франчайзинговый пакет разработан в первую очередь в интересах управляющей компании. Задача партнера заключается во внесении в договор тех поправок, которые обезопасят компанию. Нелишним будет обратиться за помощью юриста, специализирующегося на франчайзинге. Время и средства, потраченные на проверку пакета документов по франшизе, окупятся.

Какую стратегию выбрать

При запуске бизнеса по франшизе потенциальный франчайзи должен понимать, чем бы он действительно хотел заниматься, ведь работа по принуждению вряд ли принесет успех. Необходимо оценить свои знания, навыки и ресурсы для запуска предпринимательской деятельности и выбирать схему франчайзинга, отталкиваясь от этого.

Например, если потенциальный партнер является начинающим предпринимателем, то лучше обратить внимание на франшизу, не требующую узкоспециализированного опыта и знаний, и выбрать, к примеру, вариант товарного франчайзинга. Если же потенциальный франчайзи имеет действующий бизнес, но хотел бы получать большую прибыль под известным брендом, то можно выбрать схему конверсионного франчайзинга, присоединившись к предприятию франчайзера.

Существуют основные моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе франшизы:

  • Четкая и понятная бизнес-модель с опробованными на практике процессами
  • Продукт или услуга не специфические, а популярные в разных областях, пользуются массовым спросом
  • Бизнес-схему можно легко передать, поскольку она проста и понятна для реализации без специальных знаний и навыков

Это универсальные правила, на которые необходимо обращать внимание при выборе франшизы и ее стратегии.

Средняя оценка: 3

Оценили: 10

Насколько полезна и
интересна эта статья
3
5
1
10

Оставить вопрос франчайзеру на получение дополнительной информации