Стоит ли покупать франшизу?

26.11.2021

Сейчас быстро и просто можно открыть свой бизнес с помощью франшизы. При этом он создается под известной маркой с минимальными затратами. Однако все ли смогут запустить таким образом успешную предпринимательскую деятельность?

В этой статье вы узнаете, что такое франшиза, какие ее виды существуют, какими преимуществами и недостатками она характеризуется. Помимо этого, вы узнаете, какие сложности и подводные камни существуют при открытии бизнеса по франшизе и стоит ли в это ввязываться новичку.

Что такое франшиза

Франшиза — это покупка прав на использование интеллектуальной собственности иной компании. Под интеллектуальной собственностью в данном случае понимают бренд, технологии, фирменный стиль, наименование и прочее. То есть франшиза дает возможность запустить предпринимательскую деятельность с нуля, но под известной маркой и с проверенной бизнес-моделью, эффективными стандартами работы. Благодаря этому открыть бизнес по отработанной схеме можно с минимальными рисками.

Компания, которая продает франшизу, называется франчайзером. В некоторых случаях она называется управляющей компанией.

Лицо, которое приобретает франшизу, называется франчайзи. Зачастую его называют партнером или представителем. Единоразовая плата за франшизу называется паушальным взносом. Плата за пользование брендом и технологий франчайзера называется роялти, уплачивается на регулярной основе после покупки франшизы.

Возникающие в результате заключения соглашения отношения между франчайзером и франчайзи называются франчайзингом. Выделяют два вида франчайзинга — деловой и обратный. Деловой франчайзинг является более распространенным. Он предполагает, что франчайзер регламентирует все процессы работы и преобразует их в стандарты. Он обучает франчайзи этим стандартам и после осуществляет контроль по их соблюдению. Выделяют три подвида делового франчайзинга: производственный, товарный и сервисный.

Производственный франчайзинг

В данном случае франчайзи получает всю технологическую карту производства продукта и сам производит ее под брендом франчайзера. Последний при этом получает долю с продаж товара, а также сокращает свои затраты на покупку оборудования и транспортировку. А франчайзи получает долю с продаж товара.

Товарный франчайзинг

По условиям данного вида сотрудничества франчайзи получает готовый товар и продает его в магазине под брендом франчайзера. Выгода франчайзера в данном случае заключается в том, что он продает товар представителю по цене выше себестоимости. Отмечается, что с расширением сети увеличивается узнаваемость его бренда. Франчайзи зарабатывает на разнице между закупочной и розничной ценой. Большая часть известных марок одежды и обуви являются товарными франшизами.

Сервисный франчайзинг

Условия сотрудничества предусматривают, что франчайзи предоставляет услуги, продает продукцию или даже осуществляет производство от имени франчайзера. Последний при этом получает паушальный взнос и регулярные выплаты роялти. В данном случае также увеличивается узнаваемость бренда. Франчайзи получает прибыль от предоставления услуг или реализованной продукции за вычетом роялти и налогов.

При обратном франчайзинге основные инвестиции в проект вкладываются со стороны франчайзера. Он же контролирует организацию и продвигает ее. Выгоду франчайзи составляет доля от продаж.

Существуют и иные критерии классификации франшиз, например, выделяют исключительную и мастер-франшизу. Исключительная франшиза предполагает, что право представлять франчайзера на определенной территории может только один франчайзи.

Мастер-франшиза позволяет франчайзи продавать франшизу другим бизнесменам. Как правило, такие франшизы продаются в иные страны. В данном случае франчайзи по факту сам становится франчайзером. Примером такой схемы работы является Макдональдс, Сабвей и иные известные компании.

Каталог франшиз 2021 года предлагает множество различных вариантов запуска бизнеса по вышеуказанным форматам.

Преимущества открытия бизнеса по франшизе

Запуск бизнеса с нуля по франшизе обладает следующими плюсами.

Известный бренд

При покупке франшизы партнер начинает работать под уже известным брендом, который пользуется большим спросом у клиентов, нежели малоизвестный. Таким образом, франчайзи не придется знакомить людей со своей продукцией. Уже на старте он будет иметь свою аудиторию.

Уникальная технология или ноу-хау

Франчайзи получает уникальную технологию производства продукции или оказания услуг. Например, это может быть франшиза кофейни, в рамках которой франчайзи получит уникальную рецептуру приготовления кофейных напитков.

Готовая проверенная бизнес-модель

Купить франшизу может начинающий предприниматель, который не имеет опыта ведения бизнеса. Он может самостоятельно разобраться, как подобрать помещение, какие документы нужны для открытия, где закупать сырье и комплектующие. Однако на это уйдет много времени и средств. Франчайзер же предоставит ему все инструкции, где уже предусмотрено, где и как выгоднее запустить свой бизнес. Таким образом, бизнесмен-новичок минимизирует свои риски.

Уменьшение издержек

Франчайзи снижает свои издержки на поиск поставщиков, поскольку франчайзер предоставляет ему готовый список надежных партнеров.

Обучение и поддержка

Франчайзер, помимо права использовать его бренд, проводит обучение и передает основные теоретические и практические особенности бизнеса. Обычно это происходит в форме курсов, обучающей программы или базы знаний.

Быстрый запуск

Используя проверенные бизнес-процессы, франчайзи может существенно сократить запуск предпринимательской деятельности до минимума — от двух недель до месяца. Команда управляющей компании помогает в этом.

Оперативный запуск бизнеса

Открыть бизнес по франшизе можно за короткий срок.

Выгодно ли покупать франшизу новичку в бизнесе

Запуск своего бизнеса с нуля требует существенных затрат и несет значительные угрозы. По статистике, в России примерно половина предприятий малого бизнеса не выдерживают на рынке более двух лет.

Франшиза является наиболее доступным и быстрым методом развития своего бизнеса и требует минимальных вложений. По этой причине открывать бизнес по франшизе выгодно тем, кто располагает средствами и желает получить ценный опыт. Такой вариант отлично подойдет как новичкам, поскольку франшиза является легким способом построения бизнеса, так и опытным предпринимателям, которые хотят оперативно запустить новый бизнес без лишних затрат.

Сложности и подводные камни такого бизнеса

Кроме преимуществ, бизнес по франшизе также имеет риски и подводные камни для франчайзи.

Непорядочный франчайзер

Главный риск для начинающего бизнесмена заключается во вложении средств в компанию, которая не заинтересована в успешной деятельности франчайзи. В данном случае франчайзеры стремятся получить доход на получении паушальных взносов. Как правило, после заключения договора их поддержка становится нулевой.

Неэффективная система

Франчайзер может обещать высокие показатели прибыли при соблюдении всех стандартов франчайзи. Однако не всегда управляющая компания учитывает все влияющие факторы. К примеру, столичная компания может на ориентироваться в особенностях ведения бизнеса в ином регионе, что может привести к закрытию франчайзингового предприятия.

Уменьшенная рентабельность

Уплата роялти и иных платежей может негативно сказаться на рентабельности бизнеса франчайзи.

Зависимость от деловой репутации сети

Любая негативная информация, наносящая удар по репутации сети, будет также плохо отражаться на бизнесе партнера, даже если к деятельности последнего нареканий нет.

Отсутствие возможности принимать самостоятельно решения

Франчайзер ограничивает решения партнера в отношении того, какие товары или услуги ему реализовывать. Помимо этого, партнер не может сам выбирать поставщиков, оборудование и сырье, все подлежит согласованию с франчайзером.

Средняя оценка: 3

Оценили: 6

Насколько полезна и
интересна эта статья
3
5
1
6

Оставить вопрос франчайзеру на получение дополнительной информации