Как запустить франшизу?

26.11.2021 0

Если бизнес является успешным, то вполне логично начать его расширение для получения большей прибыли, повышения узнаваемости бренда и увеличения своего влияния в других регионах. Сделать это без лишних затрат можно, используя франшизу

В этой статье вы узнаете, что такое франшиза в предпринимательской деятельности, для чего компании запускают франчайзинг, как сделать и запустить франшизу своего бизнеса и какие плюсы и минусы она несет для управляющей компании

Что такое франшиза в бизнесе?

Франшиза является способом расширения бизнеса через лицензионные отношения. Владельцем торговой марки является франчайзер. Он предоставляет право использовать ее бизнесмену или юридическому лицу по специальному договору. Помимо этого, предоставляется операционная система, бренд и поддержка. Другими словами, франшиза представляет собой раскрученную торговую марку, работающую по готовой бизнес-модели. Например, франчайзи может открыть свой магазин, аптеку или пиццерию под раскрученным брендом.

Франчайзи — это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, который покупает право работать под товарным знаком, реализуя продукт или услугу.

Паушальный взнос — платеж владельцу франшизы за возможность использовать товарный знак. Иными словами, это стоимость покупки лицензии на авторские права. В данной ситуации компания их не теряет, а передает во временное пользование другим. Расходы на запуск проекта и составляет эту стоимость. Взнос вносится единовременно или частями в рассрочку.

Роялти — платежи держателю франшизы за аренду торговой марки. Может устанавливаться определенная сумма или в процентном соотношении от выручки.

Для чего компании запускают франчайзинг?

Если продукция или услуги пользуются большим спросом, а вложения в бизнес с легкостью окупаются, то, как правило, предприниматель задумывается о расширении зоны влияния. Франшиза является хорошим способом такого расширения. Оперативно захватить новые рынки как в России, так и за ее границами можно, если создать собственную франшизу под ключ.

Перед ее созданием стоит проверить свой бизнес на пригодность к франчайзингу. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:

  • Насколько универсален производимый продукт и каков спрос на него на иных рынках? Необходимо разработать карту с реальной оценкой спроса и конкурентной ситуацией
  • Имеется ли у компании финансовые средства на создание франшизы? до начала продажи франшизы необходимо рассчитать предполагаемые расходы и приготовить необходимую сумму. Сумма зависит от готовности бизнеса, возможно необходимо прибегнуть к заемным источникам
  • Достаточно ли известна компания на иных рынках? Необходимо понимать, может ли привлечь бизнесменов узнаваемый бренд, готовая бизнес-модель и уникальные технологии. Данная оценка станет основой стратегии по продаже франшизы
  • Имеются ли кадры на сопровождение франчайзингового проекта. Для создания, продажи и сопровождения франшизы необходим персонал, выделенный в отдельное структурное подразделение
  • Отлажены ли бизнес-процессы? Необходимо структурировать и подробно описать бизнес-процессы

Рассмотрим, как самостоятельно создать франшизу своего бизнеса самому.

Как разработать и запустить франшизу своего бизнеса?

Пошаговый чек-лист запуска франшизы:

  • Изучение нормативной базы франчайзинга
  • Оценка своего бизнеса на «франшизопригодность»
  • Оценка сильных и слабых сторон бизнес-модели
  • Введение корректировок компании под франчайзинговую модель
  • Регистрация товарного знака в Роспатенте. Компания должна заняться структурированием комплекса объектов интеллектуальной собственности, права на которые она планирует передавать франчайзи. Обязательным условием договора коммерческой концессии является передача права на зарегистрированный товарный знак. Последний защищает от «пиратства». Для оформления марки компании нужно подать заявление в Роспатент
  • Подготовка франчайзингового пакета документов. Для франшизы нужны следующие документы:
    • Образцы документов, необходимые для ведения бизнеса:
      • Договоры поставки товаров, материальной ответственности сотрудников, о неразглашении коммерческой тайны
      • Трудовое соглашение
    • Документы, отражающие стандарты компании:
      • Брендбук (визитки, упаковка и прочее)
      • Требования к помещению
      • Правила обучения персонала
  • Документы, которые нужны для проведения оценки потенциального франчайзи:
    • Анкета, включающая вопросы для получения сведений о партнере:
      • Уровне образования
      • Профессиональных качествах
      • Иного характера
    • Бланк оценки помещения для продвижения продукта. В нем должны содержатся технические сведения:
      • Площадь
      • Этажность
      • Наличие коммуникаций
      • Число комнат
      • Характеристика местоположения (транспортная доступность, численность населения, популярность района)
    • Стандарты работы офиса франчайзи
      • Соглашение о хранении конфиденциальной информации
      • Условия открытия франшизы
      • Презентация проекта
  • Формирование франчайзинговой команды
  • Разработка бизнес-плана:
    • Условия и методики обучения персонала
    • Выбор надежных поставщиков
  • Разработка маркетинговой стратегии
  • Заключение первых договоров франчайзинга
  • Корректировка стратегии создания и вывода на рынок будущей франшизы и маркетинговой стратегии после тестового периода
  • Запуск рекламной кампании по продвижению продукта. Необходимо грамотно донести это до заинтересованных предпринимателей или компаний.

Франшиза должна обеспечить возможность франчайзи начать свой бизнес с нуля.

Преимущества и недостатки франчайзинга для франчайзера

Франчайзинг имеет плюсы и минусы как для франчайзи, таки для франчайзора. Рассмотрим, какие выгоды и недостатки она несет для управляющей компании.

Плюсы франшизы для франчайзера

  • Дополнительный заработок за счет получения паушального взноса и роялти
  • Монетизация своей интеллектуальной собственности
  • расширяет свою филиальную сеть с минимальными издержками, поскольку франчайзи несут большую часть расходов на открытие новых представительств
  • Повышает узнаваемость бренда за счет активного роста своей сети
  • Совершенствует бизнес-модель на основе опыта франчайзи, особенно в иных регионах и городах с меньшей или большей численностью населения
  • Франчайзинг обеспечивает рациональное соотношение дивидендов и рисков относительно иных вариантов стратегического развития

Минусы франшизы для франчайзера

  • Создание потенциальных конкурентов. Франчайзи может расторгнуть договор франчайзинга и использовать полученные знания и умения для развития своей предпринимательской деятельности. В результате он становится конкурентом управляющей компании. Снизить данный риск можно с помощью отражения подобных ситуаций во франчайзинговом договоре
  • Риск потери репутации. При недостаточном контроле партнера франчайзером последний может продавать продукцию или оказывать некачественные услуги. По этой причине может пострадать репутация всей сети
  • Утрата «эксклюзивности». Франчайзер предоставляет партнеру свою интеллектуальную собственность и ему сложно следить за распространением информации. Существует вероятность того, что эксклюзивные сведения могут оказаться в открытом доступе без ведома управляющей компании. Найти виновного в данном случае будет сложно
  • Неоправданные прогнозы. Франчайзеру лучше сразу уточнить у франчайзи, что он ожидает от франшизы. Существует мнение, что для того, чтобы франшиза работала и приносила доход, необходимо внести паушальный взнос и больше не прилагать никаких усилий. Данное мнение ошибочно и может привести к претензиям со стороны франчайзи
  • Доход меньше, чем от собственного предприятия. В рамках франшизы франчайзер получает доход в виде роялти от франчайзи. От собственного предприятия доля дохода была бы больше. Помимо этого, многие франчайзи останавливаются на комфортном уровне дохода, а управляющая компания не всегда может устанавливать показатели по выручке
  • Меньшая гибкость. Франчайзи имеют более независимое положение. Например, если франчайзер решит ввести изменения, то ей придется убеждать и пояснять своим партнерам, почему это важно. Если бы это были собственные филиалы, то корректировки можно было бы передавать просто в директивном порядке

Средняя оценка: 0

Оценили: 0

Насколько полезна и
интересна эта статья
5
1
0

Оставить вопрос франчайзеру на получение дополнительной информации