Что такое роялти в франшизе?

26.11.2021 0

Франчайзинговый бизнес активно развивается, и на рынке представлено множество различных предложений. Многие термины и характеристики вызывают вопросы у начинающих предпринимателей. Далее вы узнаете, что такое франшиза и роялти, какие еще платежи лягут на плечи франчайзи. Ознакомьтесь с рекомендациями по оценке прибыльности бизнеса.

Что собой представляет франшиза

Франшиза — это комплекс прав и благ, передаваемый действующим бизнесменом за определенную плату другому предпринимателю. Франшиза описывает условия и правила организации бизнеса, чтобы дело полностью подходило под требования франчайзера. Другими словами, готовая и отработанная бизнес-модель, которая используется для открытия новой точки другим юридическим лицом или ИП. Покупатель франшизы называется франчайзи, продавец — франчайзер. Отношения сторон оформляются договором коммерческой концессии.

Что такое роялти при покупке франшизы

Франчайзинг подразумевает несколько видов платежей. Роялти — это регулярная плата за пользование известным брендом, поддержку и помощь франчайзера, обучение персонала и прочие аспекты. Платеж взимается один раз в месяц или в квартал в виде установленного процента от выручки (в среднем 3-6%) либо фиксированной суммы (например, 10 000 рублей). Существуют франшизы без роялти. Данный параметр устанавливается на усмотрение франчайзера.

Какие платежи оплачивает франчайзи

Кроме роялти, франчайзинговый договор обязывает покупателя франшизы вносить иные платежи франчайзеру:

  • Паушальный взнос. Это единоразовая плата за саму франшизу, которая оплачивается при заключении франчайзингового договора. Ее величина может быть различной, в зависимости от категории и масштаба бизнеса. Существуют франшизы без первоначального взноса. Франчайзер указывает сумму и порядок уплаты этого платежа в описании своего предложения
  • Рекламный взнос. Франчайзи оплачивает регулярно проведение крупных рекламных кампаний, которые действуют на всю сеть. Это выгоднее и проще, чем заниматься рекламой и маркетингом самостоятельно. Размер платежа достигает 1-3% от выручки и перечисляется чаще всего ежемесячно. Обычно встречается в крупных федеральных сетях
  • Инвестиции в бизнес. Это деньги, которые потребуются именно для открытия самого дела. Необходимо купить или арендовать помещение, сделать в нем ремонт, установить оборудование, мебель. Далее требуется нанять и обучить персонал, закупить товары или сырье, расходные материалы. Величина минимальных вложений является основной характеристикой любой франшизы и может составлять 100 000 рублей или несколько миллионов

Если бизнес подразумевает регулярные закупки товара или сырья у франчайзера, например, если это магазин одежды, паушальный взнос и роялти могут отсутствовать. Выгода управляющей компании заключается в увеличении собственных продаж и расширении сети.

Как рассчитать прибыльность бизнеса

Перед подписанием документов следует внимательно перепроверить бизнес-план и произвести самостоятельно все расчеты. Франчайзинговый рынок переполнен различными предложениями. Нередко встречаются недобросовестные продавцы, которые упаковывают в франшизу заведомо убыточный бизнес ради быстрого получения прибыли. Избежать обмана поможет тщательное изучение франшизы, истории развития конкретной франчайзинговой сети, прочтение отзывов других франчайзи о качестве работы франчайзера. Все условия сделки, а также права и обязанности сторон должны быть детально указаны в договоре.

Основные параметры франшизы — это вложения, окупаемость и прибыль. К инвестициям необходимо отнести не только затраты на организацию дела, но и платежи за саму франшизу. Рекомендуется закладывать сумму роялти сразу за несколько месяцев, чтобы затем платеж не стал предпринимателю в тягость, пока точка не окупится. Чем больше прибыль и меньше вложения, тем быстрее вернутся инвестиции. Не всегда в реальности франшиза соответствует заявленным в обзоре показателям. На это могут повлиять множество обстоятельств, в том числе наличие конкурентов, падение потребительского спроса, несоблюдение франчайзером регламентов и правил.

Чтобы рассчитать прибыльность бизнеса, внимательно проанализируйте ключевые параметры и их соотношение. Для разных франшиз форма расчетов будет отличаться, так как будет содержать различные характеристики. То есть франшиза магазина и сервиса по ремонту телефонов, к примеру, будут иметь разные показатели и разный итог по прибыльности. Нельзя ровнять все франчайзинговые предложения, нужно учитывать особенности каждой сферы и выделять основные критерии успеха. Для одних точек это будет строгое соответствие рецептуре и качеству продукта, для других — локация в месте с большой проходимостью.

Средняя оценка: 0

Оценили: 0

Насколько полезна и
интересна эта статья
5
1
0

Оставить вопрос франчайзеру на получение дополнительной информации