Хорошо, когда можно начинать свое дело не с нуля, а идти по протоптанной кем-то дорожке. Используя чужой опыт, можно избежать множества ошибок и не закрыться уже в первый год. Именно поэтому все большую популярность приобретают франшизы: предприятие уже работает на рынке не первый год, имеет раскрученный бренд и готовую бизнес-модель, которая работает.
Плюсы и минусы покупки франшизы
Как и в случае с любой другой бизнес-моделью, франчайзинг тоже имеет свои преимущества и недостатки.
Плюсы:
- Популярный бренд. Франчайзи не нужно ждать, пока его бизнес станет популярным. Уже в день открытия в качестве посетителей придут поклонники сети и те, кто наслышан о ней. Это экономит время на раскрутку, а также деньги, которые не нужно вкладывать в маркетинг
- Помощь и поддержка. Покупая франшизу, человек не останется один на один со своими проблемами. Обычно головная компания всячески поддерживает и консультирует своего партнера по всем вопросам, включая юридические. Причем ответы будут основаны на опыте компании
- Минимальные риски. Предлагаемая франчайзером бизнес-модель уже проверена и не один раз. Поэтому все возможные риски, если и не исключены, то сведены к минимуму
- Тренинги и обучения для персонала. Найти хорошего специалиста не так просто, а целый штат — еще более сложная задача. При этом франчайзинговые компании обычно берут на себя не только этот процесс, но и обучение новых сотрудников, что экономит массу времени и денег бизнесмену. Кроме того, на протяжении всей работы головная компания устраивает тренинги для всех, что положительно влияет на бизнес и размер дохода
- План продвижения. При покупке франшизы головная компания предоставляет покупателю план развития бизнеса, по которому можно сразу начинать работать. Если создавать его с нуля, можно потратить много времени и денег, а результат не всегда будет совпадать с ожиданиями
Минусы:
- Ограничения. Часто в договоре прописано, что партнер не может самостоятельно изменить дизайн помещения или включить в меню новое блюдо
- Постоянные взносы в виде роялти. За редким исключением франчайзи должен ежемесячно выплачивать головной компании определенную фиксированную сумму или процент от прибыли. С другой стороны, франчайзер заинтересован в получении партнером прибыли, особенно когда роялти выражены в процентах, и всячески старается помочь достичь высоких показателей
- Поставщики. Несмотря на то, что у каких-то поставщиков аналогичная продукция может быть дешевле, обычно условиями договора не допускается покупка сырья у тех, кто не сотрудничает с головной компанией. Зато не нужно будет выбирать самому, с кем сотрудничать, и задаваться вопросом, как узнать, насколько надежен тот или иной поставщик
Очевидно, что плюсов больше, и перечисленные преимущества все же более серьезные. Можно самому выбрать меню или поставщика и не получить вовремя продукты или наблюдать отсутствие спроса на новое блюдо. Поэтому лучше все же остановиться на франшизе, но при этом серьезно подойти к выбору как самой компании, так и условий, которые она предлагает.
Как выбрать франшизу
Процесс выбора франшизы — не менее серьезен, чем разработка собственного бизнес-плана. Только тщательный отбор по приведенным ниже характеристикам поможет начать свое дело действительно со стоящим франчайзером.
- Формат заведения. Нужно определиться, будет ли это заведение быстрого питания, где люди проводят минимум времени, а заказы чаще всего забирают с собой, или же это будет просто доставка еды. Выбирать стоит исходя не только из собственных предпочтений, а с учетом региона, где планируется открытие бизнеса, района города, количества подобных заведений и т. д.
- Размер паушального взноса. Иногда для начинающего бизнеса он может быть неподъемным
- Наличие или отсутствие роялти, а также их размер. Это та сумма, которую нужно будет ежемесячно уплачивать головной компании за возможность работать под ее брендом. Роялти бывают фиксированные или в качестве процента от выручки. Лучше выбирать роялти, выраженные в процентах. По отзывам опытных бизнесменов, в этом случае головная компания больше заинтересована в росте прибыли партнера и всячески ему в этом помогает
- Какие вопросы кто будет решать. Нужно сразу уточнить, по каким вопросам франчайзер поможет своему партнеру, а с какими проблемами придется справляться самостоятельно
- Анализ представленных франчайзером документов. Если головная компания по запросу готова предоставить для предварительного изучения хотя бы часть документов, это хороший знак. Чем больше условий будет известно изначально, тем больше гарантий, что все пойдет так, как задумано
- Юридическая проверка компании. Не мешает проверить компанию по разным источникам: нет ли у нее долгов, невыполненных обязательств, действующих или прошедших судебных процессов. Большую часть этой информации можно получить бесплатно
- Возраст головной компании. Чем больше лет на рынке работает франчайзинговая компания, тем больше ей можно доверять. При этом лучше не покупать франшизу той организации, которая присутствует на рынке менее 3 лет. В этом случае нельзя сказать, что финансовая модель отработана, а компания прошла все этапы становления
- Изучение договора. Стоит ли говорить, что договор нужно внимательно изучить еще до подписания. Желательно делать это в спокойной обстановке, например, запросить документы и изучить их дома. Идеальный вариант — проконсультироваться с юристом. Он расскажет о всех возможных рисках
- Изучение финансовой модели франшизы. Нужно четко знать размер инвестиций на запуск бизнеса, какие постоянные и переменные затраты возможны в процессе ведения бизнеса. Также нужно обратить внимание на такие показатели, как прогнозный план продаж, коэффициент сезонности, точку безубыточности, период окупаемости и процент рентабельности бизнеса. Причем нельзя слепо доверять всем прописанным цифрам, наоборот, каждый показатель необходимо поставить под сомнение и проверить. Часто бывает так, что в финансовой модели занижены затраты на запуск бизнеса, а в прогнозном плане продаж завышены количество чеков и сумма среднего чека, что приводит к иллюзии прибыльного бизнеса
- Встреча с действующими франчайзи и посещение их точек общепита. Хорошо, если франчайзи готов по запросу предоставить контакты своих партнеров. Если он по разным причинам отказал, можно найти их самостоятельно и задать все вопросы, касающиеся их бизнеса. Однако если головная компания отказывается дать контакты, можно прямо спросить, по какой причине
- Поиск информации в интернете: отзыв действующих и бывших франчайзи, а также клиентов компании. Действующие франчайзи могут рассказать о проблемах бизнеса и о том, как они их решают. Также они, скорее всего, поделятся информацией о том, какую поддержку оказывает им головная компания. Бывшие франчайзи расскажут о совершенных ошибках и о том, почему перестали сотрудничать по этой франшизе. Отзывы клиентов компании тоже покажут, насколько успешна бизнес-модель, довольны ли посетители обслуживанием, качеством блюд и другими аспектами
- Также можно спросить у головной компании, почему она решила начать продавать франшизы? Если бизнес действительно прибыльный и успешный, то почему сама компания не стала развивать свою собственную сеть?
- Нелишним будет узнать, в чем отличие франчайзера от конкурентов в своей нише? В чем заключается разница для конечного потребителя? И в чем будет преимущество для покупателя франшизы?
- Гарантии. Этот вопрос нужно обязательно обсудить. Что готова гарантировать головная компания, причем не на словах, а с фиксацией во франчайзинговом договоре? Кроме того, нужно уточнить, на каком основании можно будет прекратить действие договора, если что-то пойдет не так. Есть еще вопросы по гарантиям, которые не менее важны: сможет ли партнер продать свой франчайзинговый бизнес и есть ли в этом вопросе какие-то ограничения? На какой срок будет заключен договор и что может произойти по окончании срока его действия?
- Оплата. Если головная компания убеждает, что договор будет заключен с одной компанией, а деньги нужно будет переводить на счет другой, лучше не рисковать. Любые нелегальные схемы потом будет очень сложно отследить и доказать, что и когда было оплачено
- Темпы развития. Стоит поискать информацию о самой компании, в каком году она основана, сколько точек имеет сеть на сегодняшний день и сколько из них партнерских. Хорошо, если по партнерским точкам тоже можно будет узнать срок их существования. Так можно иметь наглядную картину, насколько успешна компания
Для удобства можно вести записи по итогам проверки каждой компании, а затем сравнить условия и выбрать самый лучший вариант.